Социальная и психологическая природа конфликта и основные этапы ее развития
Сущность конфликта, его понятие.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные.
Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течении нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон – участников конфликта.
социальная и психологическая природа конфликта и основные этапы ее развития
Природа социального конфликта.
Причинами социального конфликта считаются: 1) материальные ресурсы; 2) важнейшие жизненные установки; 3) властные полномочия; 4) статусно-ролевые различия в социальной структуре; 5) личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д.
Конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.
Конфликтное взаимодействие - это противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.
В основе социального конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности; такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Существует насильственная и ненасильственная формы столкновения в конфликте.
Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям или группам.
Социальный конфликт имеет несколько определений. Вот основные из них: социальный конфликт - это:
1) открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов - участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности участников конфликта;
4) ситуация, когда стороны (субъекты)конфликтного взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.
В динамике конфликта можно выделить периоды и этапы.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
1) возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. д.);
2) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия - это восприятие реальности как проблемной. Понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляет смысл данного этапа;
3) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречивой ситуации не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон.
4) возникновение предконфликтной ситуации - это наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия.
Открытый период - это конфликтное взаимодействие или собственно конфликт. Он включает в себя:
1) инцидент - первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу;
2) эскалацию - резкую интенсификацию борьбы оппонентов;
3) сбалансированное противодействие - процесс, в котором стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается;
4) завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Внешний этап эскалации конфликта.
Внешний этап эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза. Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами.
Существуют два варианта схизмогенеза: дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий. Симметричный развивается, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели.
Этапы эскалации конфликта:
1. Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов.
Характеристика этапов:
1) возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы;
2) растет психическая напряженность;
3) меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал эскалации.