Результатом анализа проведенной методики является составление сводной таблицы (см. Приложение 5) и интерпретация данных

Интерпретация результатов:

Сравнительный анализ сводной таблицы результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.

1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Причем из таблицы видно, что большей требовательностью отличаются матери, количество баллов по данной шкале по сравнению с количеством баллов у отцов на порядок выше. Особая повышенная требовательность наблюдается у родителей первой семьи, причем и у сына в данной семье отмечается более высокий уровень ответственности по сравнению со своими сверстниками из других семей.

2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к сыновьям, наблюдается у отцов. Анализ же результатов ответов матерей говорит о том, что при всей требовательности к личности сына, меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. На примере второй семьи хотелось бы отметить, что при невысокой требовательности и строгости родителей к сыну, в личности подростка отмечается высокий потенциал ответственности за свои поступки и серьезность в поведении.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех трех семей относятся к сыновьям вполне адекватно. Средние показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка, о вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования.

Поэтому можно судить о том, что родители вполне адекватно оценивают личность ребенка и особенности подросткового периода. Можно сделать и предположение о том, что более высокое количество баллов по данной шкале у матери в первой семье говорит о проявлении доверия к ребенку и стремлении родителя привить ему самостоятельность, что также можно отметить у отца в третьей семье.

4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка в первых двух исследуемых семьях, можно судить о точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка. В первых двух семьях можно говорить о более полном понимании и разделении взглядов и желаний между родителями и детьми, нежели в третьей семье.

Также следует отметить, что эмоциональная дистанция между матерью и сыном наблюдается в третьей семье, причем анализ ответа ребенка говорит о том, что он нуждается в более близком контакте с родителями, чем это представляется его матери. Причем отношения отца и сына в данной семье более доверительные и близкие чем у сына с матерью.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, причем важно отметить, что в первой семье родители стремятся принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Но в то же время поведение родителей воспринимается ребенком как недостаточно принимающим, это может говорить о том, что ребенку не хватает положительных установок со стороны родителей, что вполне характерно для подросткового возраста. Результаты анализа ответов второй семьи говорят о том, что со стороны матери наблюдается некоторое неприятие личности ребенка, критичное отношение к поступкам и желаниям подростка. Дистанция между матерью и ребенком довольно велика. Причем поведение матери принимается ребенком как вполне приемлемое и здоровое. Подросток понимает, что то, что он делает не всегда правильно и своевременно, поэтому критика матери вполне уместна. Отец же старается более гибко относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.

6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Уровень баллов по данной шкале у второй и третьей семьи указывают на высокий процент сотрудничества мжду родителями и подростком, что является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового в первой семье может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех трех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации. Так как количество баллов по данной шкале в семьях не превышает среднего уровня, то можно также предположить, что данная ситуация вполне приемлема в связи с периодом «трудного возраста» ребенка. Также можно отметить, что в семьях имеет место некоторое различие во взглядах ребенка и родителей на воспитательную ситуацию в семье.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. Показатели данной шкалы у всех семей говорит о том, что родители стараются быть последовательными и постоянными в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и т.д. Лишь некоторая непоследовательность имеет место у мамы ребенка из третьей семьи, что может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.

9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка, сила влияния на личность подростка которых вполне ощутима. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Так можно отметить, что дети исследуемых семей дают высокую оценку авторитетности родителей, чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности отношений ребенка к родителю.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы из сводной таблицы результатов можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, -- как с той, так и с другой стороны. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре родительско-детских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.

Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это говорит о вполне здоровой семейной атмосфере, где ребенок достиг подросткового возраста. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка, быть к нему ближе, быть ему в первую очередь не наставником, а другом, что крайне важно в данный возрастной период для ребенка.

Наши рекомендации