IV. Особенности эмоционально-волевой сферы
Отмечаются : повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Преобладающее настроение на занятиях ( жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка )________________________________
в быту_______________________
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня
(одного учебного занятия)_______
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся труднотях__________________________
V. Личностно-характерологические особенности
Общительный, замкнутый
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом )
в т.ч.: неречевой контакт_______________________________
речевой контакт_______
Отношение к товарищам_
__________________________
Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится
к первенству – да, нет; признается ли за лидера другими – да, нет) _____________________________
Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других____________________
Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются_______________________
_____________________________
Отношение ребенка к учебной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)__________________
Обучаемость, принятие помощи педагога (обучаемость низкая, помощь педагога не использует, использует недостаточно; перенос усвоенных навыков в новые условия деятельности затруднен - ребенок обучаем, адекватно использует помощь взрослого, осуществляет перенос усвоенного способа действия на новое задание и др.)_______________________
Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению)
__________________________
Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена; отмечаются: замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма)______________________________
_____________________________
Примечания_______________
_______________________________
Общее заключение
II. 6 Примерная схема психологического заключения по
данным психолого-педагогического обследования*
1. Постановка задачи исследования (например: решение
вопроса о переводе ребенка в коррекционное учебно-воспита-тельное учреждение, определение причин и характера нарушений поведения и т.п.).
2. Описательная характеристика результатов исследования с учетом выбранного его направления. В этом разделе приводятся данные психологического анамнеза, наблюдений за внешним видом и деятельностью ребенка, а также результаты экспериментального исследования. Анализируются организационная и операционная стороны предметно-практической и интеллектуальной деятельности ребенка.
При анализе организационной стороны деятельности анализируется следующее:
– может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее;
– планирует ли он свою деятельность;
– контролирует ли он ее;
– правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты;
– способен ли ребенок осуществить перенос умений с
– ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;
– может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении;
– насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах;
– какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок.
При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и абстрагирования.
Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами.
В заключениидолжны быть отражены следующие моменты:
– каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичныенарушения возникли вследствие первичного дефекта;
– какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь ‒ мышления и речи;
– соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам;
– каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений и практических навыков) к моменту обследования;
– какова степень обучаемости ребенка;
– как проявляется воздействие интеллектуального и речевого развития ребенка на формирование его личности.
4. Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.
Методические рекомендации к составлению психологи-
Ческого заключения
Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.
Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения.
Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй ‒ характеризует деятельность ребенка, в третьей ‒ описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов.
В заключительной части психолог должен определить психологический диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз - это вывод о результатах проведенного исследования.
Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения ксвязанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.
В своей завершающей части психологическое заключение должно содержать рекомендации, которые содержат обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога, коррекционного педагога и т.д.).
Психологическое заключение пишется в свободной форме, тем не менее, при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.
В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды необходимой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.
Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.
В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения познавательной деятельности. При этом отмечаются не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся рекомендации к организации и содержанию психолого-педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.
Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату обследования и оформления заключения, подпись психолога.
II. 7 Содержание педагогической характеристики ребенка,
имеющего отклонения в развитии*
Педагогическая характеристика – документ, отражающий поведение и успеваемость учащихся, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие данного ребенка, дисциплинированность, некоторые его личностные черты (черты характера, коммуникабельность и др.).
В педагогической характеристике детей с ограниченными возможностями развития находят отражение не только особенности познавательного и личностного развития ребенка, обусловленные тем или иным нарушением, но и положительные стороны его личности, его возможности. Отмечаются изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием воспитания и обучения, а также успехи в овладении знаниями и навыками.
В специальной школе (детском саду компенсирующего вида) педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог
(воспитатель коррекционной группы) на основе изучения каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
При составлении педагогической характеристики ребенка с проблемами в развитии в конце учебного года или при переходе в другую школу (ДОУ) следует указывать, как выполняются важнейшие задачи коррекционного обучения и воспитания: преодоление и компенсацию нарушений психофизического развития, подготовка ребенка, посещающего ДОУ, к обучению в школе; подготовка учащегося к общественно полезной профессиональной деятельности.
При составлении педагогической характеристики педагог
должен использовать все данные, полученные при изучении детей: записи наблюдений, результаты анализа письменных работ, рисунков; сведения, полученные от родителей и других членов семьи ребенка. В педагогической характеристике должны найти отражение не только недочеты и недостатки, свойственные ребенку с проблемами в развитии, но и его положительные качества ‒ то, на что педагог может опираться в учебно-воспитательной работе.
В педагогическую характеристику ребенка, имеющего от-
клонения в развитии, необходимо включать конкретные факты, характеризующие особенности личности ребенка, а именно:
· сведения о развитии и воспитании ребенка до поступления в школу (ДОУ);
· наиболее важные медицинские показания;
· данные, характеризующие особенности развития речи ребенка;
· формирование основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др.);
· данные об успеваемости учащегося (об успешности усвоения знаний, умений и навыков по программе воспитания и обучения в ДОУ);
· об отношении ребенка к учебным занятиям, к педагогу, учебному коллективу (другим детям);
· сведения об отношении к занятиям по труду, общественным поручениям;
· данные, характеризующие дисциплинированность и поведе-ние ребенка, соблюдение им правилповеденияв коллективе;
· данные, показывающие динамику развития ребенка под направляющим воздействием педагогов образовательного учреждения, процесса коррекционного обучения и воспитания.
· В характеристике следует отразить достигнутые результаты обучения, те изменения, которые произошли в поведении ребенка в процессе овладения знаниями и навыками. Необходимо также определить задачи дальнейшей учебно-воспитательной работы. ______________________
Дополнительные сведения.
· В школе для неслышащих или слабослышащих и поздно-оглохших (в коррекционном детском саду того же профиля) педагогическая характеристика должна содержать подробные сведения о развитии всех сторон речи ребенка;
· в учебном заведении для незрячих (слепых) – данные о развитии пространственных представлений и навыков пространственной ориентировки;
· в специальной школе для детей с нарушениями интеллектуального развития – данные о сдвигах в познавательном развитии и в овладении детьми предметно-практической деятельностью.