Становление и этапы развития психоанализа З.Фрейда. История психоанализа в России
Психоанализ возник в начале 90-х XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Фрейд окончил медицинский факультет Венского университета (1881), работал практикующим врачом в Вене, где в 1886 открыл собственный кабинет. В 1938 вынужден был эмигрировать в Англию, где умер в 1939.
Фрейд занимался неврозами, главным образом истерией. Изучил опыт неврологов Ж.Шарко и И.Бернгейма; сотрудничал с Bleuler’ом.
В развитии учения Фрейда условно можно выделить три периода.
Первый период (1897-1905)
Психоанализ – метод лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни.
Фрейд называл психоанализом - новой формой терапии психоневрозов и методом исследования – исследование и интерпретацию свободных ассоциаций, сновидений, малых и больших психопатологических симптомов, двигательных расстройств, оговорок, забываний и др.
В «Толковании сновидений» изложен первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. Три уровня: сознательное, предсознательное, бессознательное с цензурой между ними. Психоанализ начинает приобретать популярность в этот период.
Произведения: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка по теории сексуальности», «Отрывок из одного анализа истерии».
Второй период (1906-1918)
Фрейдизм становится общепсихологическим учением о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с разных точек зрения – динамической, топической, экономической, генетической, структурной и адаптивной.
Топическая точка зрения: три сферы психики:
!Сознательное – имеет свойство переживания
!Предсознательное – скрытое, латентное бессознательное, имеет способность сознания.
!Бессознательное – вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание. Проникнуть туда может только представитель вытесненной бессознательной психики – оговорки, сновидения, забывчивость, психопатологические симптомы ® метод выявления проявлений бессознательного – метод свободных ассоциаций; метод толкования сновидений; метод анализа ошибочных действий в повседневной жизни. Бессознательное – первичный процесс, исходный момент душевной жизни, истинная психическая реальность.
Экономическая точка зрения: внимание на количественную сторону психической жизни, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствия-страдания, причем страдание соотносится с ростом напряжения, а удовольствие – с его спадом. Задача душевного аппарата – справиться с действующим количеством возбуждения и не допустить его застоя.
Динамическая точка зрения: основа душевной жизни – взаимодействие и конфликт инстинктивных психических сил или влечений. Постулируется два базовых влечения – к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос).
Структурная точка зрения: структура личности Оно, Я, Сверх-Я.
Генетическая точка зрения: идея развития психического через трансформацию инстинктивных влечений. Стадии психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Адаптивная точка зрения: врожденная готовность индивида взаимодействовать с реальностью и адаптироваться к ней путем создания относительно устойчивых паттернов «среды» как нормального и предсказуемого окружения. В дальнейшем эту точку зрения разрабатывали Хартманн и Рапапорт.
Произведения: «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика», «Леонардо да Винчи», «Положение о двух принципах психической деятельности», «Тотем и табу».
Третий период (1919-1939)
Концепция Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.
Произведения: «По ту сторону удовольствия», «Будущность одной иллюзии», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Моисей и единобожие» и др.
Критика: Проблема научной обоснованности теории. Практика – не критерий истинности. Большая произвольность в толковании символического смысла проявлений бессознательного, истинность этого проверить нельзя. Биологизация и натурализация психики человека. Человек – существо, наполненное влечениями, которые лежат в основе поведения. Духовный мир – форма сублимированного либидо.
История психоанализа в России. Психоанализ вызвал особый интерес в России. В 1922 было создано «Русское психоаналитическое общество» (председатель – профессор И.Д. Ермаков, научный секретарь – А.Р. Лурия). Лурия состоял в Русском психоаналитическом обществе и работал в Государственном психоаналитическом институте, организованном Ермаковым. Аналитические группы и кружки существовали в разных городах – Казани, Киеве, Ростове, Одессе и др. Их костяк составляли врачи. Психоаналитические методы осваивались в Институте по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде под руководством Бехтерева, в Московском психоневрологическом институте (директор – А.Н.Бернштейн). В 1921 был открыт психоаналитический детский дом «Международная солидарность» - учреждение по изучению детского возраста.
Читались лекции, проводились семинары. Ермаков читал общий курс психоанализа и психотерапии для врачей, педагогов и социологов; вел семинар по гипнологии и изучению творчества. М.В. Вульф читал курс лекций по введению в психоанализ и вел семинары по медицинскому психоанализу. С.Н. Шпильрейн вела семинар по детскому психоанализу для педагогов и курировала тему «Психоанализ подсознательного мышления».
В 1925 детский дом «Международная солидарность» был ликвидирован.
Сейчас психоанализ развился в: 1) психологию самости Кохута, 2)теорию Винникота об «истинном Я» и «ложном Я», 3)структурный психоанализ Лакана (соединение психоанализа и лингвистики). 4) Теория Объектных отношений М. Кляйн. Винникот пытался присоединиться к ней но она его не приняла.