Предпосылки возникновения и этапы становления психоанализа З.Фрейда

Психоанализ З. Фрейда (1856 – 1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого – начала ХХ столетия и сопровождался следующими социально – политическими особенностями:

• крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни;

• соперничество политических сил либералов и консервантов и поражение либерализма;

• расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений.

Экономические потрясения (кризисы) порождают пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. Поэтому в конце ХIХ в. появляется интерес к бессознательному в широких сферах общественной жизни (в философии, художественном творчестве). Взгляды З. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психологических процессов признавалось, что «Я – не хозяин в собственном доме», были исторически обусловлены.

В первое время своей практики Фрейд использовал гипноз, но позже стал считать его неэффективным и нашел новый метод, с помощью которого пациент сам вспомнит – метод свободных ассоциаций.

* 1-й период психоанализа (1897-1905). В этот период психоанализ – это метод лечения неврозов. Появляются метод толкования сновидений и метод ошибочных действий.

* Второй период психоанализа (1906-1918) – это общепсихологическое учение о личности и ее развитии.

* Третий период (1919-1939) – психоанализ оформляется и как философская теория. Фрейд создает новую структуру Я: ид, эго, супер-эго. Выделяет стадии психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую, латентный период и генитальную.

Этапы создания психоанализа

Научная деятельность З. Фрейда охватывает несколько десятилетий. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три основных периода: медицинский, общепсихологический и философский.

Первый период: 1897 – 1905 (медицинский). Здесь психоанализ является методом лечения неврозов с отдельными попытками заключений о характере душевной жизни. Основные произведения: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905, первое и законченное изложение метода лечения). Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о глубинной психике. В ней выделяются три уровня: сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними. В этот период учение З. Фрейда приобретает популярность. В 1902 г. складывается кружок из представителей разных профессий, желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.

Второй период: 1906 – 1918 (общепсихологический). Фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. З. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1912) – работы, в которых З. Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психологической деятельности» (1911). Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. З. Фрейд по приглашению С. Холла читает лекции в Кларковском университете (1909), что способствует распространению психоанализа в Америке. Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от З. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912).

Третий период: 1913 – 1939 (философский). Концепция З. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности предстает в виде учения о трех инстанциях – «Я», «Оно», «Идеала-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ З. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию – «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию – «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921); «Моисей и единобожие» (1939). Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии.

Наши рекомендации