Влияние характера материала на запоминание
1) влияние объема материалана время заучивания
Если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия, то число проб, необходимых для заучивания возрастает, следствием этого является увеличение общего времени заучивания (упражнения). Опыты, проводившиеся с разным материалом (ряды слов, чисел, слогов, отрывков прозы) показывают, что время необходимое для заучивания материала возрастает гораздо быстрее, чем объем последнего. Например: время заучивания отрывка из 200 слов в 10 раз больше, чем время заучивания отрывка из 50 слов;
2) влияние степени однородности материала на заучивание, роль сходства стимулов в запоминании.
На запоминание сходных стимулов требуется больше времени, чем на запоминание неоднородных, несходных.
Критерий сходности:
а) 2 однородных стимула более сходны, чем 2 разнородных; пример: 2 слова и слово и число.
б) степень сходства стимулов тем выше, чем больше число идентичных элементов, образующих эти стимулы. Например: слоги -фет и -нет более сходны, чем -фет и -хон;
в) 2 стимула сходны, если образующие их структуры идентичны или сходны друг с другом. Пример: 2 квадрата разной величины;
г) 2 стимула сходны, если они относятся к одной и той же семантической категории. Пример: стул и стол более сходны (семантическая категория – мебель), чем абрикос и лошадь.
Опыты с различными материалами: бессмысленными слогами, прилагательными показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научение возрастает с увеличением сходства между элементами материала.
Зависимость числа проб, необходимых для достижения критерия усвоения материала, от степени сходства элементов материала (по работам Андервуда) | |||
Вид материала | Критерии сходства | Степени сходства Низкая Высокий | |
14 прилагательных | Семантический | 12,2 | |
14 слогов | Число однородных букв | ||
10 пар прилагательных | Семантический | 15,5 |
3)Роль привычности стимула.
Поведение индивида в большей мере определяется навыками, приобретенными в прошлом опыте. Эти навыки представляют собой ответы или схемы ответов, имеющихся в опыте, которыми он реагирует в конкретных ситуациях. Вербальные ответы – результаты прошлого опыта. В качестве стимула слово «стул» может вызывать перцептивные слуховые или зрительные реакции. Этот стимул употребляется очень часто, однако частота употребления в речи различных слов, образующих словарный запас индивида, не одинакова, как и не одинакова частота использования этих слов самим субъектом.
А) Связь между частотой слов и научением.
При экспериментальном изучении связи между частотой слов в языке и заучивание было установлено, что при постоянном числе проб количество запоминаемых вербальных стимулов зависит от частоты встречаемости этих стимулов в письменной речи.
Эксперимент Стенли Холла.
Материал: 4 ряда слов по 20 в каждом. Частота встречаемости в письменной речи определялась по специальной таблице. В одном случае частота равнялась 1 раз на 1 миллион слов; в другом случае – 100 раз на 1 миллион слов. В первом случае было воспроизведено 12.4 слова, а во втором – 15.4 слов.
Б) Привычность стимула и степень его приближения к языку.
Частота слов является одним из статистических аспектов письменной или устной речи. Можно рассматривать частоту, с которой следуют друг за другом вербальные единицы (слова, слоги, буквы). В этом случае предметом анализа являются статистические свойства вербальных последовательностей, которые проявляются в языке. Эти последовательности способствуют образованию разговорных навыков.
Для изучения этой проблемы Шеннон создал искусственные вербальные последовательности, характеризующиеся различным приближением к разговорному языку. В эксперименте было установлено, что независимо от объёма материала, воспроизведение последовательностей при их высоком порядке приближения к языку значительно лучше, чем при низком.
4) Влияние осмысленности материала на запоминание.
Проблемы памяти разрабатывались известным немецким психологом Г. Эббингаузем. Он считал, что заучивание осмысленного материала может исказить результаты эксперимента по памяти. Для изучения особенностей памяти он подбирал бессмысленный материал (слоги, числа), однако и бессмысленный материал может вызвать осмысленные ассоциации. Эббингаузем были разработаны адекватные методики для установления степени осмысленности бессмысленных слогов, чтобы в дальнейшем ввести эту переменную в исследования по изучению памяти.
Проводились исследования ассоциативной силы вербальных стимулов (бессмысленных слогов) или степени осмысленности вербальных стимулов (слогов). Под степенью осмысленности, ассоциативной силы бессмысленных вербальных стимулов подразумевается относительная частота возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении этого стимула испытуемым. Для изучения ассоциативной силы бессмысленных слогов использовались следующие методики. Группе испытуемых предъявляли ряд стимулов и при этом просили их указать, какие ассоциации вызывает каждый стимул. Определённая таким методом ассоциативная сила стимула «х» будет равна количеству испытуемых в процентах, ассоциировавшихся в ходе эксперимента этот стимул со словом или предложением. Ассоциативная сила стимула ассоциированного всеми испытуемыми будет равна 100%, а стимула не вызвавшего ни одной ассоциации у испытуемого равна 0%. Осмысленный материал заучивается легче, чем слабо осмысленный. В результате исследования выявлены закономерности: при одинаковом времени упражнений число запоминающихся стимулов тем больше, чем выше осмысленность этих стимулов.
Опыт:
В течении 2 минут заучивались: 1) 10 слов, состоящих из 3 букв;
2) 10 бессмысленных слогов (ассоциативная сила 100%)
3) 10 бессмысленных слогов (ассоциативная сила 0%).
Результат: из 10 слов были воспроизведены 9.11; 10 бессмысленных слогов, ассоциативная сила которых 100% – 7.35; 10 бессмысленных слогов, ассоциативная сила которых 0% – 5.9. Из этого следует, что для достижения одинакового критерия заучивания при заучивании бессмысленного материала требуется больше времени и упражнений.
Роль осмысленности заучивания тесно связано с проблемами привычности материала.
Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.В. Зинченко).
Зависимость от эмоционального фона (3. Фрейд). Основатель психоанализа 3. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного ». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.
Примерами мотивированного забывания, по 3. Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.
Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.
Генетическая теория памяти П.П. Блонского. Классификация памяти П.П.Блонского подразделение памяти по типу запоминаемого материала на двигательную, эмоциональную, образную, вербальную память, представляющие ступени единого генетического ряда. рассматривая память в развитии, вскрывая ее связь с речью и мышлением. Книги Блонского «Память и мышление», «Развитие мышления школьника».
В противоположность сложившемуся в эмпирической психологии взгляду на существование четырех разорванных, не связанных между собой и неподвижных видов памяти (моторная, аффективная, образная и вербальная), Блонский видит в них четыре последовательных ступени, каждая из которых наряду с общими имеет и свои специфические законы. Он показывает, как память, поднимаясь в связи с развитием на более высокую ступень, приближается к мышлению. «Речь — та область, где память и мышление теснейшим образом соприкасаются настолько, что трудно подчас решить, что в речи принадлежит памяти, а что — мышлению: то и дело одно переходит в другое».