Овторение и запоминание учебного материала.

Предотвратить забывание легче, чем восстановить забытое. Важнейшим средством предотвращения забывания является повторение :

Дело в том, что процесс забывания наиболее интенсивно происходит в течение первых пятнадцати дней после того, как вы узнали что-либо. Поэтому если вы в этот период, а еще лучше в первые 5 - 6 дней, повторите изученный материал, то прочно закрепите его в памяти. При повторении очень полезно тренироваться в словесном изложении и самостоятельном выводе при закрытой книге.

Повторное чтение учебника имеет исключительно большое значение для успешной учебы заочника. Оно является абсолютно необходимым для глубокого и прочного усвоения программного материала. Особенно необходимо повторное чтение при подготовке к экзамену.

Нужно тренировать и развивать свою память. При этом нужно учитывать, что у одних преобладает слуховая память, у других - зрительная. Желательно развивать все виды памяти, но для лучшего усвоения материала следует пользоваться более развитым видом памяти. Для людей с хорошей слуховой памятью полезны коллективные занятия, при развитой зрительной памяти лучше работать индивидуально.

Коллективные занятия полезны для повторения изученного материала. Хорошо, когда один учащийся помогает другому, поскольку ничто так не способствует усвоению материала, как объяснение его другому человеку.

Чтобы надолго запомнить учебный материал, необходимо найти в нем так называемые опорные пункты, которые потом вспоминаются первыми. Это основные определения и формулировки, между которыми установлена логическая связь.

Методические указания к выполнению контрольной работы

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, каждый вариант состоит из задания-текста и вопросов к нему. Номер варианта выбирается (см. таблицу) по начальной букве фамилии и последней цифре шифра –номера личного дела студента. В каждом варианте студенту необходимо вставить пропущенные буквы и пунктуационные знаки, объяснить и подчеркнуть орфограммы . Каждый поставленный знак препинания необходимо объяснить графически( произвести синтаксический разбор предложения -составить схему, подчеркнуть подлежащее и сказуемое, выделить причастные и деепричастные обороты).

Контрольная работа должна быть выполнена в установленные сроки и написана грамотно, разборчиво без сокращения слов и одним цветом чернил (пасты) Необходимо учесть, что проверка работы преподавателем производится красными чернилами, поэтому красный цвет при выполнении работ должен быть исключен.

Контрольная работа выполняется в школьной тетради , на титульном листе которой студент указывает:

Ø фамилию

Ø имя

Ø отчество

Ø номер личного дела

Ø номер группы

Ø название предмета

Ø вариант контрольной работы

· Для замечаний преподавателя с правой стороны тетради оставляются поля размером 4-5 см;

· В начале работы указывается номер варианта;

· Ответы должны быть конкретными , четкими и раскрывать поставленные вопросы, их существо;

· Переписывать полностью тексты из учебников и других источников не допускается.

· Не разрешается менять порядок вопросов

· В конце работы указывается перечень использованной литературы, ставится дата выполнения работы и личная подпись, а также необходимо оставить место для рецензии преподавателя.

Выполненная контрольная работа сдается(высылается) в учебное заведение в соответствии с учебным графиком. Студенты, получившие работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний, рекомендаций преподавателя, доработать отдельные вопросы.

ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТА

Начальная буква фамилии Последняя цифра шифра
А
Б
В
Г
д
Е
Ж
И
к
л
м
н
о
п
р
с
т
У
ф
X
ц
ч
ш
щ
э
ю
я

Вариант 1

Литература дает нам коло…альный обширнейший и глубочайший опыт ж…зни. Она делает человека интелл…гентным разв…вает в нем (не)только чу…ство кр…соты но и пон…мание пон…мание жизни всех ее сложностей служит проводником в другие эпохи и к другим народам ра…крывает перед вами сер…ца людей. Одним словом делает вас мудрыми. Но все это дает ?ся только тогда когда вы читаете вн…кая ( во)все мелочи. Ибо самое главное часто кроет ?ся име…о в мелочах. А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием не потому что то или иное произведение надо прочесть по школьной ли програ…е или по велению мод и тщ…славия а потому что оно вам нравит(?)ся вы почу?ствовали что автору есть что сказать есть чем с вами поделит?ся и он умеет это (с/з)делать. Если первый раз прочли произведение (не)внимательно читайте еще раз в третий раз. У человека должны быть любимые произведения к которым он обращает?ся ( не)однократно которые знает в деталях о которых может напомнить в подходящ…й обстановке окружающим и этим то поднять настроение то разр…дить обстановку когда накапливает?ся раздр…жение друг против друга,то посмешить то просто выр…зить свое отношение к происшедшему с вами или с ( кем)либо другим.

Вопросы и задания

1. Назовите сложное предложение, в котором есть параллельная однородная связь.

2. Каково лексическое значение слова тщеславие?

3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, поясните устно и графически орфограммы и пунктограммы.

4. Составьте схему одного сложного предложения.

5. Назовите стиль текста, аргументируйте свой ответ.

6. Выполните морфемный разбор слов: напомнить, д..ёт(?)ся, вн…кая

7. Выполните синтаксический разбор простого предложения.

8. Выпишите из текста 1-2 частицы.

Вариант 2

Усад...ба в которой жила Анна Сергеевна ст...яла на п...логом открытом х...лме в (не) дальнем рас...тояни... от ж...лтой каме(н, нн)ой церкви с зелёной крыш...й белыми коло(н, нн)ами. За церков...ю т...нулось в два р...да дли(н, нн)ое село с (кое)где м..лькающ..ми трубами над соломе(н, нн)...ми крышами. Госпо...ский дом был постро...н в одном стил...

с церков..ю в том стиле который известен у нас под именем александровского дома этот был так (же) выкр...шен ж...лтою краской и крышу имел з...лёную и белые коло(н, нн)ы и фронтон с гербом. Губернский арх...тектор во...двигнул оба ...дания с од...брения Одинцова (не) т...рпевш...го (ни) каких пустых и сам...произвольных как он выражался (ново) (введений). К дому с об...их ст...рон пр...л...гали тёмные дерев...я стари(н, нн)ого сада ал...ея стриже(н,нн)ых ёлок в...ла к под...езду.

Пр...ятелей встрет...ли в передней два рослых л...кея в ливреях один из них (тот)(час) (же) поб..жал за дв...рецким. Дв...рецкий толстый человек в ч...рном фраке (не) медле(н, нн)о явился и направил г...стей по ус...ла(н, нн)ой к...врами лес...ниц... в особую комн...ту где уже ст...яли две кр...вати со всеми пр...надлежностями туалета. В дом... вид...мо царствовалпорядок всё было чисто всюду пахло каким (то) пр...личным зап...хом как (буд)(то) в мин...стерских пр...ёмных.

(Пол) часа спустя Базаров с Аркадием с...шли в г...стин...ую. Это была просторная высокая комн...та убран...ая довольно р...скошно но без особе(н, нн)ого вкуса. т...ж...лая дорогая меб...ль ст...яла в обычном ч...порном порядк... (в) доль стен обитых тёмно (коричневыми) обо...ми с золоч...н ...ми ра...водами.

Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните графически.

2. Докажите, что текст создан в художественном стиле.

3. Выпишите из текста 5 средств художественной выразительности.

4. Назовите сложное предложение с придаточным определительным, начертите схему этого предложения.

5. Выпишите краткое прилагательное и краткое причастие в тексте.

6. Какие типы речи использует автор?

7. Выполните морфемный разбор и словообразовательный анализ слова т...рпевш...го.

8. Поясните лексическое значение слов: фрак, дв...рецкий, л...кей, ливреи,фронтон

Вариант 3

Серебря (н, нн)ый век это не хронологич...ский пери...д в который творили самые разно...бразные мастера и подмастерья слова и не су(м, мм)а литературных течений но обр...з мышления в той или иной степени свойстве(н, нн)ый художникам которые при жизн... случалось (не) шуточно враждовали между собой но со врем...нем и слились в сознани... потомков в (не) разделимую плеяду где каждый сам по себе личность и в (то) же время не возможен без вз...модействия и с другими.

В наиболе... концентрирова(н, нн)ом виде эта атмосфера получила своё выр...жение в (первые) пол(тора) дес...тилетия двадцат...го века. Именно на эти годы приш...лся рас..цвет ру(с, сс)кого модерна (во)всём многообрази... его художестве(н, нн)ых филосо...ских религ...озных поисков и открытий. Это если пр...бегнуть к нехитрой метафоре среднее течение огромной реки уже в...бравш...й в себя большие притоки но ещ... знающей свои б...рега. Первая мировая война Февральская буржуазно (демократическая) и Октябрьская соц...алистическая революции если продолжить метафору н... могли н... стать теми естестве(н, нн)ыми пр...градами о которые разбил...сь (не) когда мощное течение разделившись на отдельные русла старицы подземные потоки- но (не) погибло а влилось в океан мировой культуры.

Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните графически.

2. Определите стиль текста.

3. Выпишите 3 средства художественной выразительности.

4. Определите значение слов плеяда, метафора, модерн.

5. Какое тире в тексте является авторским знаком?

6. Определите стиль текста, докажите.

7. Выполните морфемный разбор слова концентрированный, влилось.

8. Укажите вводное предложение, составьте схему всего предложения.

Вариант 4

Уйдя из жизн... в тридцать лет Есенин ост...вил нам ч...дес(?)ное по...тическое наследство. Его т...лант ра...крылся особе(н, нн) ярко и сам...бытно в лирик...

В поэзи... Есенина нас пок...ряет и захватывает в песе(н, нн)ый плен уд...вительная г...рмония чу(?)ства и слова мысли и образа единство внешн...го рисунка стиха с эм...ци...нальностью душевностью.

В стихах поэта природа ж...вёт (не)повторимой поэтической жизнью. Она вся в веч?ном движени... в бе...конечном развити... и изменени... . Подобно человеку она поёт и шепч...т грустит и радует?ся. С. Есенин часто пр...бегает к пр...ёму ол...ц...творения черёмуха у него «спит в белой накидк...» вербы плач...т тополя шепч...т «кленёночек маленький матке зелёное вымя сосёт».

Природа у Есенина (не) застывший фон она живёт действует горяч... р...агирует на судьбы людей события истории.

И к...стёр з...ри и плеск в...лны и серебристая луна и шелест трос(?)ника и необ...ятная небесная синь вся красота родного края отлилась в стихи.

Внешне он был (по) моцартовски бе...печен. ((Вид у него был всегда такой)) ра...казывает один из совреме...иков поэта (словно он бездельнич...ет и только по косве...ым признакам могли мы судить о том с какой серьёзностью если не сказать благ...говением относится он к своему непр...рывающемуся тихому и благ...родному труду.

Вопросы и задания к тексту:

1. Определите стиль текста, докажите.

2. Определите тип речи текста.

3. Сколько звуков в слове пр…ёму?

4. Выпишите обособленное определение, выраженное прилагательными.

5. Выпишите союзное слово.

6. Выполните морфемный разбор слова загорелый

7. Выпишите сложное предложение с цепной связью.

8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните графически.

Вариант 5

«Озд...ровление корней» надо нач...нать с человека. Обр...щат(?)ся(же) исключит...льно к мерам адм...нистративным это по Дост...евскому ставить телегу (в) переди лошади. (Н...) какие эк...номические усилия сами (по) себе (н....) пр...несут устойч...вых плодов если (не) изменят(?)ся исп...лнители. Но если «во...тановит(?)ся »человек во...прянет и эк...номика и ф...нансы умнож...т(?)ся. (Что) бы поднять народное хозяйство следует прежде всего озд...ровить м...ральный климат. Подглавка «Дневника» в которой нам...кает(?)ся на возможность всех этих ч...дес назва(н, нн) иронич...ски : ...По (не) умению вп...даю в (не) что духовное».

Он великий ут...пист (н...) мало (не) об...льщался относительно исп...лнимости своих утопий. И (всё)(таки) задача став...т(?)ся ибо... «Ибо без духовн...го сп...койствия (ни) какого (н...) будет».

Реч(?) в(новь) идёт о (не)обходимост... нравстве...ого прогре(с, сс)а....

Когда(то) он пытался пр...вести ту мысль что в своей внешн...й политик... Ро(с, сс)ия должна руководств...ват(?)ся (не) сиюминутной выгодой, а и...ходить исключительно из сообр...жений нравстве(н, нн)ых. Теперь он обр...щает этот принц...п на домашние дела. Его этико(историческая) програ(м, мм)а обретает ун...версальность.

Вопросы и задания к тексту:

1. Укажите обособленное приложение

2. Выпишите устаревшее слово

3. Начертите схему последнего предложения 1- ого абзаца, определите вид придаточного.

4. Каким членом предложения являются местоимения в тексте? Подчеркните (выберите 3 местоимения)

5. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова исполнитель.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните графически.

7. Докажите, что текст написан в определённом стиле. Каком?

8. Опишите типы речи, используемые автором текста.

Вариант 6

В...сна с...яла на небе но лес ещ... (по) зимн...му был засыпан снегом. Были (ли) вы зимой в молодом лесу? Конеч(?) (не) были туда и войти (не)возможно. Там где летом вы шли по широкой доро...к... теперь через эту доро...ку в ту и другую стор...ну л...жат согнутые д...рев...я так что зайцу только под ними можно пр...б...жать.

Вот что случилось с д...рев(?)ями берёза в...ршиной своей как л...донью заб...рала падающ...й снег и такой от этого выр...с ком что в...ршина стала гнут(?)ся. В о(т,тт)...пель падал опять снег и пр...л...пал к тому кому. В...ршина с тем пр...огромным комом всё гнулась и наконец п...грузилась в снег и пр...мёрзла так до самой в...сны. Под этой аркой всю зиму пр...ходили звери и люди (не) редк... на лыжах.

Но я знаю одно пр...стое в...лшебное сре...ство что (бы) идти по такой доро...к... самому (не) ...г...бая сп...ны. Я вылам...ваю себе хорошую увес...стую палоч(?)ку и стоит мне толькоэтой пало(?)кой хорошенько стукнуть по скл...нён...ому дер...ву как снег вал...т...ся (в) низ дер...во прыгает (в) верх и уступает мне дорогу. Медле(н, нн)о так я иду и волшебным ударом осв...бождаю множ...ство д...рев...ев.

Задания и вопросы к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните свой выбор.

2. Выполните синтаксический разбор одного сложного предложения, имеющего 3 грамматические основы.

3. Укажите сложное предложение с цепной связью.

4. Найдите краткое причастие.

5. Какие художественные средства выразительности использует автор?

6. Передайте настроение автора.

7. Выпишите 1 ряд однородных сказуемых.

8. Какие слова употреблены в переносном значении? Выпишите.

9. Выразите идею автора.

10. Выпишите обособленное обстоятельство. Чем оно выражено?

11. Укажите вводное слово.

.

Вариант 7

У шаткой пристани Ганин развернул грохоч...щую цепь большой т...ж...лой красного дерева шлюпки откинул брезент вв...нтил уключины выв...лок весла из дли...ого ящика вдел стержень руля в стальное кольцо.

Поо(даль) ровно шумели шлюзы вод...ной мельницы (в)доль белых складок спадающ...й воды рыж...ватым золотом отл...вали подплывш...е стволы сосен.

Машенька села у руля он оттолкнулся багром и медленно стал гре...ти (в)доль самого берега парка где на воде ч...рными павлинь...ми глазами отр...жались густые ольхи и порхал... много тёмно(синих) стрекоз. Потом он повернул (на) середину реки и Машенька держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвк... другую руку опускала в воду ст...раясь сорвать гл...нцевито(ж...лтую) головку кувш...нки.

На реке теперь отр...жался левый красный как терракота берег (с) верху поро...ший елью да ч...рёмухой.

Под мостом хлынула тёмная пр...хлада (с)верху был т...ж...лый стук копыт и колёс. Когда опять ло...ка выпл...ла со...нце осл...пило св...ркнуло на концах весел выхв...тило телегу с сеном которая как раз прое...жала по ни...кому мосту. А потом спустился к самой реке с об...их сторон тёмный бор и ло...ка с мя...ким шуршанием в...ехала в камыш(и, ы).

Вопросы и задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Объясните свой выбор.

2. Определите стиль текста, аргументируйте.

3. Выпишите метафору.

4. В каком предложении последнего абзаца параллельная связь.

5. Подчеркните обособленное обстоятельство, обособленное определение.

6. Есть ли в 3- ем абзаце односоставное в составе сложного предложения?

7. Составьте схему предложения с разными видами связи.

8. В каком значении употреблено слово СКЛАДОК? Определите лексическое значение слова УКЛЮЧИНЫ, к какой группе относится?

9. Выпишите сложное прилагательное, выполните морфемный разбор.

10. Выпишите 2 эпитета из текста.

11. Определите вид двух придаточных.

12. Выпишите из текста: деепричастие, производный предлог, наречие, причастие.

Вариант 8

На самой высокой г..ре л..жала пышная шапка снега и теперь оз..ре(н, нн)ая прощ..льным луч..м заката она бл..стела (ярко) (красным) золотом. Но он этот последний луч(?) всё бл..днел и ущел..е с ра..броса(н, нн)ыми по б..кам его серыми саклями ст..новилось все мр..чнее и мр..чнее, По дну его быстро б..жала высоко в..брас..вая брызги маленькая горная реч(?)ка холодной сталью бл.стала во мраке ее вода и шум т…чения был (н..) жив (н..) весел а безнадежно грустен и порой в нем слышались ш..пящие злые звуки.

На в..ршин.. горы уже угас закат и ущель.. стало похожим па громадную пасть ра..крывш.юся что (бы) пр..гл..тить уг.сающий день. А маленькая грузинская деревенька спрят..(н, нн)ая в нем ещ.. (н..) спала. И когда старый Максим пр..т..ивш..йся высоко над нею за камнем слышал их он (н..) т..рпеливо щ..лкал пальц.,м по бл..стящ..му ств..лу своего руж(?)я и к..дал (из) (под) густых с..дых бр..вей острый взгля... туда (в) низ на деревню (от) куда лился медный звон и ш.лящий говор реч..нк... Время к..залось ему (н..) ст..рпимо дли(н, нн)ым и он готов был думать что этот день нарочно так медле(н, нн)о гасн..т. Он х..тел пом..шать ему старику уплатить свой долг.

Но нет (н..) что (н..) пом..шает!

Он решил и дождет(?)ся своего хотя (бы) ему нужно было для этого неделю прол..жать тут в камнях над проп..стью и у..кой тр..пинкой лентой ок..ймлявш..й ее крутой край.

Вопросы и задания к тексту:

1. Укажите сложное предложение, начертите схему.

2. Выполните морфемный разбор слова спрята(н,нн)ая .

3. Выпишите 3 предлога.

4. Напишите фонетическую транскрипцию слова ружья.

5. Выразите основную мысль текста.

6. Выпишите 2-3 эпитета,

7. Выпишите метафору.

8. Укажите сравнительный оборот.

9. Выпишите из текста краткое причастие.

10. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните графически.

Вариант 9

Я помню ту ноч(?) перед самой з....рёй когда он (в) первые проч...тал стихотв...рение Незнакомка кажет(?)ся (в) скоре после того как она была написа(н, нн)а им. Читал он её на крыш... знам...нитой башн... Вячеслава Иванова поэта (символиста) у которого каждую среду соб...рался для всенощного бдения весь арт...стический Петербург. Из башн... выход на п...логую крышу и в белую (П, п)етербур...скую ночь мы художники поэты артисты вышли под б...лёсое небо и Блок м...длительный внешне сп...койный молодой заг...релый он всегда заг...рал уже ра...ей весной уже в третий в четвёртый раз проч...тал эту бе...мертную ба...аду своим сдержа...ым глухим моното...ым тр...гическим голосом. И мы вп...тывая в себя её г...ниальную звуко(пись) уже заранее страдали что се...час её оч...рование конч...тся а нам хотелось что(бы) оно длилось часами. И вдруг едва только пр...изнёс он последнее слово из Таврич...ского сада который был тут(же) (в)низу какой(то) в...здушной волной дон...слось до нас много(голосое) соловьи(н, нн)ое пение. И теперь всякий раз когда перелист...вая сборники Блока я встреч...ю там стихи о Незнакомке мне вид...тся квадратная железная рама на фоне петербур...ского б...лёсого неба стоящий на её переклад...не молодой заг...релый счас...ливый своим вдохн...вением поэт и эта внезапная волна солов...иного пения в котором было столько родного ему.

Вопросы и задания к тексту:

1. Определите стиль текста, докажите.

2. Определите тип речи текста.

3. Сколько звуков в слове вдохн...вение?

4. Назовите обособленное определение, выраженное прилагательными.

5. Выпишите союзное слово.

6. Выполните морфемный разбор слова загорелый

7. Выпишите сложное предложение с цепной связью.

8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните графически.

Вариант 10

Усад...ба в которой жила Анна Сергеевна ст...яла на п...логом открытом х...лме в (не) дальнем рас...тояни... от ж...лтой каме(н, нн)ой церкви с зелёной крыш...й белыми коло(н, нн)ами. За церков...ю т...нулось в два р...да дли(н, нн)ое село с (кое)где м..лькающ..ми трубами над соломе(н, нн)...ми крышами. Госпо...ский дом был постро...н в одном стил... с церков..ю в том стиле который известен у нас под именем александровского дома этот был так (же) выкр...шен ж...лтою краской и крышу имел з...лёную и белые коло(н, нн)ы и фронтон с гербом. Губернский арх...тектор во...двигнул оба ...дания с од...брения Одинцова (не) т...рпевш...го (ни) каких пустых и сам...произвольных как он выражался (ново) (введений). К дому с об...их ст...рон пр...л...гали тёмные дерев...я стари(н, нн)ого сада ал...ея стриже(н,нн)ых ёлок в...ла к под...езду.

Пр...ятелей встрет...ли в передней два рослых л...кея в ливреях один из них (тот)(час) (же) поб..жал за дв...рецким. Дв...рецкий толстый человек в ч...рном фраке (не) медле(н, нн)о явился и направил г...стей по ус...ла(н, нн)ой к...врами лес...ниц... в особую комн...ту где уже ст...яли две кр...вати со всеми пр...надлежностями туалета. В дом... вид...мо царствовалпорядок всё было чисто всюду пахло каким (то) пр...личным зап...хом как (буд)(то) в мин...стерских пр...ёмных.

(Пол) часа спустя Базаров с Аркадием с...шли в г...стин...ую. Это была просторная высокая комн...та убран...ая довольно р...скошно но без особе(н, нн)ого вкуса. т...ж...лая дорогая меб...ль ст...яла в обычном ч...порном порядк... (в) доль стен обитых тёмно (коричневыми) обо...ми с золоч...н ...ми ра...водами.

Вопросы и задания к тексту:

1. Докажите, что текст создан в художественном стиле.

2. Выпишите из текста 5 средств художественной выразительности.

3. Назовите сложное предложение с придаточным определительным, начертите схему этого предложения.

4. Назовите краткое прилагательное и краткое причастие в тексте.

5. Какие типы речи использует автор?

6. Выполните морфемный разбор и словообразовательный анализ слова т...рпевш...го.

7. Поясните лексическое значение слов: фрак, дв...рецкий, л...кей, ливреи,фронтон (можно пользоваться толковым словарём)

8. Найдите и выпишите существительное, образованное путём перехода из прилагательного части речи в другую.

9. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Рекомендуемая литература

1 Орфографический словарь русского языка: Пособие-справочник для школьников и абитуриентов. М., 1999.

2. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.

3. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка.

4. Словари синонимов, антонимов и омонимов. Фразеологические словари.

5..А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 кл, М., Просвещение, 2009.

6.Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.-М. :«Просвещение», 2006.

Наши рекомендации