Диагностика уровня креативности (рисуночный тест)
Создателем всемирно известных тестов по креативности является упомянутый П. Торренс. Приведем два его теста, которые используются для диагностики уровня креативности школьников, студентов и взрослых.
Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки. Следует стремиться к созданию дружеской и спокойной атмосферы уюта, поощрения воображения, стимулирования поиска альтернативных ответов. При тестировании обследуемый должен сидеть за столом один. Первый из тестов называется "Закончи рисунок".
Рис.2.Рисуночный тест на креативность
Инструкция: "Вам предлагают выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур (рис. 2). Если вы к ним добавите дополнительные линии или штрихи, получатся интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для вашего рисунка и напишите его под ним. Время выполнения ограничено (всего 15 мин). Поэтому работайте быстро".
При подведении результатов тестирования используются критерии, приведенные в табл. 2. Количество баллов, полученное обследуемым, и является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возможных баллов — 20.
Приведем критерии (табл. 3) для выводов, полученные при обследовании на выборке из 500 человек.
Таблица 2
Критерии, используемые при подведении результатов тестирования
Фигура | Количество баллов | Вид рисунка |
Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка | ||
Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако, туча, сердце, сова, цветок, яблоко, человек, собака | ||
Все остальные, менее стандартные и более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок | ||
Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек | ||
Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, корабль, люди, фрукты | ||
Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, санки, цветы | ||
Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак | ||
Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка, гусь, лебедь, цветок, трубка для курения | ||
Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо человека, зонт | ||
Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо | ||
Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека | ||
Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек, цветок | ||
Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, машина, ключ, серп | ||
Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, самокат, серп и молот, теннисная ракетка | ||
Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза или тело человека | ||
Буква, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, цветок, щит | ||
Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного | ||
Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура | ||
Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса | ||
Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура | ||
Все остальные более оригинальные рисунки |
Таблица 3
Показатели нормы креативности для разных возрастных групп
Группа | Норма креативности в баллах | Средний показатель нормы |
Учащиеся 4—8 классов | 5—13 | 9,6 |
Учащиеся 9—11 классов | 7—14 | 10,6 |
Студенты и взрослые | 6—14 | 10,55 |
Баллы ниже нормы свидетельствуют о низком уровне креативности, выше — о высоком.