Психодиагностические средства оценки установок, мотивов, ориентаций, стратегий, навыков личности в общении
Важнейшим условием эффективности профессионального общения сотрудника органов внутренних дел является знание им своих собственных коммуникативных возможностей, уровня коммуникативной компетентности.
Известно, что чаще всего на службу в полицию идут уверенные в себе люди, многие из которых считают себя способными и успешными во всех отношениях, в том числе и в области общения. Часто эта уверенность оказывается обычным заблуждением, и сотрудник узнает о собственных коммуникативных проблемах по безжалостным ударам судьбы.
Для того, чтобы избежать познания собственных коммуникативных качеств методом «проб и ошибок», необходимо использовать возможности психодиагностики.
Психодиагностика коммуникативной компетентности представляет собой научно организованный процесс измерения личностных качеств человека, определяющих его способность эффективно общаться с людьми.
Целью измерения является определение степени развитости самооценки, социальной чувствительности, овладения коммуникативными техниками и навыками ролевого поведения относительно среднего уровня проявления этих качеств среди людей и оценка его готовности к эффективному общению.
Кроме того, психодиагностика коммуникативной компетентности решает ряд задач[21]:
- измерение и оценка уровня самооценки сотрудника;
- изучение степени развитости его перцептивных возможностей;
- исследование способности модифицировать свое поведение в соответствии с выполняемой ролью;
- оценка прочности овладения навыками целевого использования коммуникативных техник;
- общая оценка коммуникативной компетентности и готовности человека к общению;
- изучение личностных качеств, оказывающих влияние на общительность и процесс общения человека;
- выработка рекомендаций по развитию слабых звеньев коммуникативной компетентности.
Для решения этих задач применяются различные методы: самонаблюдение, оценка результатов делового взаимодействия, экспертная оценка, самооценка коммуникативного поведения с использованием опросников, тестирование.
Важнейшая составляющая собственной коммуникативной компетентности – самооценка. Возможны три уровня ее развития: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень самооценки, полученный по результатам самообследования, указывает на то, что человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Средний уровень свидетельствует о том, что человек активно стремится к общению с людьми и лишь время от времени старается построиться под других.
Низкий уровень указывает на то, что человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнением других и часто страдает от неуверенности в своих возможностях.
Самооценка партнера по общению может быть выявлена с помощью методики визуальной психодиагностики, вариант которой будет приведен ниже.
Перцептивные возможности исследуются с помощью своеобразной батареи диагностических средств, включающей опросники: «Уровень Вашей общительности», «Что говорят Вам мимика и жесты?», «Умение излагать свои мысли (по В. Маклени)», «Умеете ли Вы слушать (по В. Маклени)». Они дают возможность оценить важнейшие коммуникативные качества человека: его способность строить точный образ партнера по общению, нацеленность, установку на активность в деловом взаимодействии, умение регулировать процесс общения, контролировать его эффективность, выбирать оптимальные стратегии взаимодействия и др.
Интересную психологическую информацию об уровне коммуникативной компетентности дает методика субъективной самодиагностики, широко используемая в рамках тренингов навыков общения. Она позволяет участникам реально «прочувствовать» изменения в собственных представлениях об эффективном деловом общении, в навыках практического решения тех или иных коммуникативных проблем, оценить свои коммуникативные возможности в сравнении с аналогичными качествами других участников и т.д.
Фиксируя на каждом этапе тренинга изменения в мотивационной сфере (желание общаться), в аффективной (удовлетворение от общения и своих действий), операциональной (овладение навыками решения конкретных коммуникативных задач), человек не только получает возможность определить пути и способы своего дальнейшего совершенствования, но приобретает желание этого.
Перечисленные выше методики позволяют с определенной точностью судить о степени владения человеком важнейшими коммуникативными техниками, например активным слушанием, воздействием на партнера в процессе общения. Впрочем, наиболее эффективными средствами диагностики навыков владения коммуникативными техниками и схемами ролевого поведения является самоанализ, анализ результатов делового взаимодействия и экспертная оценка названных качеств.
В случае получения низких результатов по нескольким показателям коммуникативной компетентности, имеет смысл оценить некоторые свои личностные параметры, в частности уровень выраженности акцентуаций характера (тест Шмишека) и стратегии поведения в конфликте (тест Томаса).
Результаты, полученные при диагностическом обследовании, могут свидетельствовать либо о нормальном развитии коммуникативной компетентности сотрудника, либо о необходимости коррекции этого личностного образования.