Общение как взаимопонимание и взаимопознание людей

(перцептивная сторона общения)

Общение и взаимопонимание людьми друг друга.(Б.Д. Парыгин)

Взаимопонимание как внутренняя основа и цель общения. Одним из важнейших аспектов социально-психологического общения является взаимопонимание людьми друг друга. Последнее может рассматриваться как внутренняя основа процесса общения, достигшего достаточно высокого уровня развития.

Развитая способность человека к пониманию других людей выступает в качестве рациональной основы процесса межличностного общения, которому подчинены средства выражения и передачи психического состояния взаимодействующих индивидов. Нельзя не согласиться в этой связи с Л.С. Выготским, который характеризует общение как "процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств".

Важнейшим средством установления взаимопонимания между людьми является речь, которая позволяет осуществить обмен мыслями для взаимопонимания. Поскольку установление взаимопонимания не является единственной функцией речи, которая служит также средством передачи информации, экспрессии и психического воздействия, как на это указывал С.Л. Рубинштейн, поскольку встает вопрос о соотносительной связи и взаимосвязи названных выше функций в структуре общения.

Есть основания полагать, что процесс установления взаимопонимания между индивидами является важнейшим параметром социально-психологического общения, которому могут быть подчинены все остальные функции речи. Действительно, коммуникативная функция речи, заключающаяся в передаче сообщения и обмене мыслями, прямо и непосредственно подчинена задачам и целям взаимопонимания. В такой же мере можно говорить и об экспрессивной функции речи, о ее модальности, поскольку последняя служит средством усиления, дополнения или корректировки вербального сообщения. Тон, тембр, ритм, интонации речи нередко говорят общающимся больше, чем содержание тех фраз, которыми они обмениваются. Воздействующая или побудительная функция речи также может рассматриваться как дополнительное средство усиления взаимопонимания между общающимися людьми, или достижения его там, где оно пока отсутствует.

Речь, конечно может служить средством и передачи сообщения, и воздействия и в тех случаях, когда взаимопонимание между общающимися отсутствует и вряд ли может быть достигнуто.

общение как взаимопонимание и взаимопознание людей - student2.ru

Впервые термин введен в 1947г. Дж. Брунером. Сегодня говорят не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания (Рубинштейн, Выготский, Поршнев). Сопоставление себя с другим осуществляется двояко: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация – отождествление себя с другим. Идентификация выступает механизмом познания и понимания другого человека. Близко по содержанию явление эмпатии. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, эмоциональный отклик на его проблему. Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации.

Еще один вопрос: как будет тот, другой партнер по общению понимать меня. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Исследования делятся на: изучение содержания межличностной перцепции; изучение самого процесса межличностной перцепции. Содержание мп зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин поведения, а может – на приписывании друг другу причин поведения (влияет прошлый опыт восприятия, анализ собственных мотивов и др.).

Система способов, мера и степень приписывания, т.е. атрибуции, зависит от степени уникальности или типичности поступка, от степени его социальной «желательности» или социальной «нежелательности», от того, выступает ли субъект сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Данной проблемой занимались Г.Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Миссбет, Л. Стрикленд, Андреева, Муздыбаев.

В зависимости от этих факторов избирается разный тип атрибуции. Типы (по Келли):

1. личностная атрибуция. Причина приписывается лично совершаемому поступок.

2. объектная атрибуция. Причина приписывается тому объекту, на который направлено действие.

3. обстоятельственная атрибуция. Причина приписывается обстоятельствам.

Атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия.

Встает вопрос о роли установки. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке (А.А. Бодалев)

Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга:

1. эффект ореола. Формируется специфическая установка на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

2. эффект новины и первичности. Касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности: преобладает предъявленная ранее информация.

Эффект новизны: более новая информация оказывается более значимой.

3. эффект стереотипизации. Стереотип – некоторый устойчивый образ каково либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Стереотипизация может привести либо к упрощению процесса познания, либо к возникновению предубеждения. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Вывод: сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.

общение как взаимопонимание и взаимопознание людей - student2.ru

Вопрос связан с решением теоретико-методологической проблемы. В случае познания другого человека определенную помощь могут

оказать:

§ личностные тесты;

§ метод опроса экспертов;

§ эксперимент, в котором устанавливаются 4 группы факторов:

- переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя,

- ранее знакомых личностей,

- отношения между собой и объектом восприятия,

- ситуационный контекст.

Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию.

§ Обратная связь;

§ Социально-психологический тренинг под различные задачи.

общение как взаимопонимание и взаимопознание людей - student2.ru

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенное отношение по отношению друг к другу. Механизмы образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку

называется аттракцией. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается в категориях, свойственных аффективным оценкам. Исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции:

1. симпатия,

2. дружба,

3. любовь.

Исследования аттракции немногочисленны, что открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются.

Интегральная модель социально-психологического общения,предложенная Б.Д. Парыгиным.

общение как взаимопонимание и взаимопознание людей - student2.ru

Содержание Форма

Содержание Форма Содержание Форма

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Наши рекомендации