Определение особенностей ориентации деятельности учителя
Задания по психологии.
Цельпсихолого-педагогической практики – формирование у студентов основ профессиональной педагогической деятельности, познание себя и других в процессе межличностного взаимодействия. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи:
1. Наблюдение и анализ особенностей процесса взаимодействия учителя со школьниками в ходе их обучения.
2. Развивать у студентов психологическую исследовательскую и практическую компетентность: умение анализировать педагогические ситуации с применением психологических знаний, решать проблемные задачи.
3. Развитие профессиональной компетентности студентов, проявляющейся в готовности к работе с учащимися и учителями.
Задание 1
Определение особенностей ориентации деятельности учителя.
А.В. Петровским выделяется два типа ориентации учителя при взаимодействии с учащимися (функционально-ролевой и личностный), которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности ребенка.
Функционально-ролевая ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе нормативно-ролевых предписаний, иногда без всякого учета позиции ученика. Педагогическое воздействие направлено главным образом на преобразование когнитивной сферы ребенка. В этом случае ученик выступает как объект воздействия, как средство для достижения эффективности, результативности урока (субъект - объектное отношение).
Личностная ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе учета способностей и потребностей ученика и учителя. Взаимодействуя с учеником педагог транслирует свою индивидуальность, реализуя свою потребность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующие потребности и способности у учащихся.
Таким образом, функционально-ролевая ориентация предполагает, что в поведении учителя преобладает отношение к ученику как средству осуществления его деятельности; урок при этом выступает как главная цель его педагогической деятельности. При личностной ориентации поведение учителя показывает, что целью его деятельности является развитие и формирование личности ребенка, а урок выступает при этом как средство для достижения этой цели.
Функционально-ролевой или личностный планы могут преобладать в деятельности учителя.
Во время посещения уроков студенты заполняют протоколы, в которых фиксируют особенности поведения учителя и учащихся, определяя ориентацию учителя в процессе взаимодействия его с учениками.
Анализ поведения строится из учета следующих составляющих: состояние класса или ученика, действия учителя в ответ на это состояние или ситуацию, и ответную реакцию класса (или ученика) на воздействие учителя.
Под состоянием класса или ученика следует понимать особенности поведения, которые требуют обязательную вербальную или невербальную ответную реакцию учителя: недисциплинированность, невключенность в работу, неадекватная эмоциональная реакция и др.
Действия учителя - это совокупность проявлений его личности на происходящее в классе: форма обращения, соотношение порицания и поощрения, особенности оценочных суждений, палитра эмоциональных проявлений, дистанция в общении и др.
Реакция класса (ученика) предполагает изменение поведения в ответ на воздействие учителя.
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ | ТИП ОРИЕНТАЦИИ | |||
состояние класса | действия учителя | реакция класса | функционально- ролевая | личностная |
Ученик играет фантиками | Обращается к ученику: «Ты мешаешь мне работать». | Застыл, и урок продолжается. | Проявление функционально–ролевой ориентации | |
Ученик смотрит в тетрадь к соседу. | Обращается к ученику: « Ты не знаешь как решить задачу?» | Начал сам решать задачу. | Проявление личностной ориентации |
В протоколе фиксируются особенности поведения, по анализу которых можно судить о преобладающей ориентации в деятельности учителя.
В протоколе наблюдения описаны возможные варианты поведения, демонстрирующие разные типы ориентации педагога.
По результатам посещения нескольких уроков каждая группа студентов должна сделать выводы о преобладающей ориентации педагогической деятельности учителей наблюдаемого класса на основе анализа особенностей поведения.
При анализе субъект - объектных (функционально-ролевая ориентация) и субъект - субъектных (личностная ориентация) форм взаимодействия педагога с учащимися предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Какой стиль отношения учителя к учащимся наблюдается во время урока?
2. Какая форма обращения преобладала?
3. Какие оценочные суждения высказывались учителем? Касались ли они личности ученика или ответов на вопросы учителя?
4. Какие приемы и способы общения использовал учитель во время урока?
Анализ взаимодействия учителя с учащимися побуждает студентов к рефлексии, которую можно стимулировать следующими вопросами:
Ваше отношение к действиям и реакциям учителя?
Были ли они эффективны?
Как бы Вы сами поступили в том или ином случае?
Возможны ли другие способы реагирования?
Чего не учел учитель? и т.д.
Задание 2