Методологические основы и принципы научного познания психических явлений в юридической психологии

Методология- Это система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Уровни методологических принципов –

1) философские принципы: материального единства, универсальности развития, причинности;

2) общенаучные принципы:

1. Принцип объективности (соответствия объективной реальности, обязывающий строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что действительно существует);

2. Принцип инвариантности (свойство оставаться неизменным при каких-либо изменениях, преобразованиях);

3. Принцип соответствия (смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними); 4. Принцип дополнительности (разных процессов – природных, социальных и др.);

5. Принцип симметрии (соразмерности, гармонии);

6. Принцип наблюдаемости (новая теория может строиться только на основе наблюдаемых величин).

7. Принцип редукции (сведение одних качественных состояний объектов к другим с целью объяснения неизвестного посредством сопоставления его с тем, что более просто и достаточно изучено).

3) общепсихологические принципы:

1. Принцип вероятностного детерминизма ( (причинности, каузальности),; отражающий объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывающий обнаруживать причины юридико-психологических явлений, а также рассматривать последние как причину тех или иных следствий в правовой сфере; биологические и социальные системы отличаются значительной степенью неопределенности.)

2. Принцип развития (историзма, выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека и в каждом психологическом акте. Подобно тому как каждый индивид во время внутриутробного развития в чреве матери за 9 месяцев анатомически и физиологически повторяет весь путь эволюции человека от клетки до готового к рождению зародыша человека, так и ребенок, появившись на свет, в своем прижизненном развитии (онтогенезе) проходит психологическую эволюцию);

3. Принцип единства сознания и деятельности (сознание деятельно, а деятельность сознательна, констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность — продукт психологии человека. Психическая деятельность — внутренний план, детерминанта внешней активности. Через деятельность, при оперировании с объектами мира, действуя, человек не только обнаруживает свою внутреннюю сущность, но и раскрывает их свойства, недоступные нередко пассивному созерцанию.);

4. Системно-структурный принцип (любое явление, взятое как целое и понимаемое как система, имеет свои элементы, объединенные в необходимое и достаточное число подструктур, причем это целое, его подструктуры и элементы взаимосвязаны разносторонними взаимодействиями. Раскрытие структуры любого целого осуществляется на основе системно-структурного анализа).

4) частные экспериментально-психологические принципы:

1.Адекватность (соответствие применяемого метода исследования изучаемому явлению);

2.Принцип параллельности (показатели, отражающие психологическое явление надо регистрировать параллельно изучаемому явлению, деятельности);

3.Принцип экстремальности (означает создание экстремальной ситуации для того, чтобы выявить наиболее типичные для конкретного испытуемого параметры, значения параметров, свойства);

4.Принцип регистрации градиента (надо регистрировать перепад параметров в нескольких ситуациях);

5.Принцип референтности (необходимо искать наиболее чувствительные зоны психики, признаки, их комбинации);

6.Принцип последовательного объяснения (при объяснении экспериментальных фактов можно пользоваться одновременно только двумя «соседними» уровнями обобщенности);

7.Принцип психологической целесообразности (следует помнить, что не все сочетания физиологических законов имеют психологический смысл).

Метод - это путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления. Метод определяется также как совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности.

Группы методов юр. психологии:

1. Организационные: сравнительный метод - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности; лонгитюдный - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; комплексный - исследование одного объекта представителями разных наук.

2. Эмпирические: наблюдение; эксперимент; психодиагностический метод; анализ процессов и продуктов деятельности; моделирование; биографический метод.

3. Обработка данных: методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания.

4. Интерпретация:генетический (фило- и онтогенетический) метод; структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Требования к методам:

-Психику человека необходимо изучать в основной для него деятельности.

-Объясняя то или иное психическое явление, необходимо привлекать знания по физиологии высшей нервной деятельности человека, т.к. психика - это свойство мозга.

-Изучая психику, следует учитывать среду, общественные отношения, в которых находится человек.

-Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность, но он имеет много общего с другими людьми, например возраст, тип нервной системы, вид выполняемой деятельности. Поэтому при изучении человека необходимо учитывать типичные и индивидуальные черты его психики.

-Человек в процессе жизни и особенно ребёнок не остаётся неизменным по характеру своей психики. Поэтому рассматривать человека надо в развитии, динамике, изменении.

Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Диагностические методики: методика MMPI (СМИЛ), 16-ФЛО Р.Кеттелла, проективный тест Роршаха, проективный тест Розенцвейга, метод цветовых выборов Люшера, прогрессивные матрицы Равена, методика «Ориентировочная анкета» М. Кучера и В. Смекала, методика интеллекта Д.Векслера, Тематический Апперцептивный тест (ТАТ) Г.Мюррея, Пиктограмма, Л.Собчик, методика «Ценностные ориентации личности» М. Рокича, Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин), Тест руки Вагнера и др.


Наши рекомендации