Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице с соответствующими стилями поведения.
Избыточная потребность | Проявления в поведении | |
1. | В любви, привязанности и одобрении | - ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других - неразборчивая потребность угождать и нравиться другим и получать одобрение - непроизвольное стремление оправдывать ожидания других - перенесение центра тяжести на других, а не на собственную личность, принимая во внимание только их желания и мнения - боязнь самоутверждения - боязнь враждебности со стороны других - повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию |
2. | В руководящем партнере | - перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести ответственность за все происходящее, как хорошее, так и плохое, причем успешное манипулирование «партнером» становится доминирующей задачей - чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве - переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все |
3. | В четких ограничениях | - предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок - настоятельная потребность быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ - потребность оставаться неприметным и занимать вторые места - умаление своих способностей и потенциальных возможностей, принимая скромность за высшую добродетель - стремление скорее сохранить, нежели потратить - боязнь высказывать любые требования, подчинение другим - боязнь иметь или отстаивать появляющиеся желания |
4. | Во власти | - доминирование и контроль над другими как самоцель - преданность делу, долгу - неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе - неразборчивое преклонение перед всякой силой и презрительное отношение к слабости - боязнь неконтролируемых ситуаций - боязнь беспомощности |
5. | В эксплуатировании других | - оценка других людей в основном с точки зрения их полезности или возможности эксплуатации - различные сферы эксплуатации – деньги, идеи, сексуальность, чувства - гордость своим умением эксплуатировать других - боязнь быть самому используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их |
6. | В общественном признании или престиже | - оценка всех и всего (людей, предметов, денег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соответствии с их престижностью - желание быть объектом восхищения со стороны других - представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса, характера публичного признания - боязнь потери привилегированного положения в обществе либо из-за внешних обстоятельств, либо вследствие внутренних факторов |
7. | В восхищении собой | - стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений - раздутое представление о себе (нарциссизм) - потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих - самооценка, целиком зависящая от соответствия идеальному образу и от восхищения этим образом другими людьми - боязнь утратить восхищение и испытать «унижение» |
8. | В честолюбии | - сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия - потребность превосходить других людей не посредством того, что ты собой представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности - прямая зависимость самооценки от того, является ли невротик лучшим или нет - стремление быть лучшим спортсменом, любовником, писателем, рабочим – особенно в собственных глазах, однако признание со стороны других также имеет важное значение, и его отсутствие вызывает обиду - непрестанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на всепроникающую тревожность - страх неудачи |
9. | В самодоста точности и независимости | - настоятельная потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не поддаваться никакому влиянию, или не быть абсолютно ничем связанным, любая близость влечет за собой опасность какого-либо вида порабощения - избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств - дистанцирование от всех и вся является единственным источником безопасности - боязнь потребности в других людях, в каких-либо связях, близости, любви |
10. | В безупречности и неуязвимости | - погоня за совершенством - попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях - поддержание впечатления совершенства и добродетели - навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможными недостатками - чувство превосходства над другими людьми на основе собственного совершенства - боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки - боязнь критики или упреков |
Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагирую на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик в отличие от здорового человека, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви». То есть, потребность определенно имеет характер невротический, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Карен Хорни, которая посвятила много сил основательной реконструкции фрейдовской психоаналитической теории , выделила следующие три главные поведенческие стратегии, к которым личность может прибегнуть для разрешения базального конфликта (конфликта между нашими инстинктивными влечениями с их слепым стремлением к удовлетворению и налагающим запреты окружением – семьей и обществом). Каждой из этих стратегий соответствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.
1) Ориентация на людей (или стратегия движения к людям), ей соответствует уступчивый тип личности. Для данного стиля взаимодействия, характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Им руководит иррациональное убеждение; «Если я уступлю, меня не тронут».
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единственной целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрывается враждебность, злость и ярость.
2) Ориентация против людей (или стратегия движения против людей), чему соответствует агрессивный или враждебный тип личности. При данном стиле поведения характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек действует исходя из убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружелюбно, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Т.о., в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
3) Ориентация от людей (или стратегия движения от людей), ей будет соответствовать отстраненный или обособленный тип личности. Эти люди используют защитную установку «Мне все равно», они руководствуются убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».
Для обособленного типа характерна установка: никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Вводя это разделение стратегий, Хорни сделала следующее замечание: «Термин «типы» используется здесь в качестве упрощенного обозначения лиц, обладающих определенными чертами характера. У меня нет намерения ни в этой главе, ни в двух последующих вводить новую типологию. Типология, конечно же, желательна, но она должна опираться на гораздо более широкое обоснование».
ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНЩИНЫ
Хорни полностью отвергала взгляды Фрейда в отношении женщин, согласно которым женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа были мужчинами. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.
Хорни утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными – такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать себе партнера».
Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
ГЛАВА 3.