Психометрические методы

Психометрия (психометрические методы) — ис­следование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком психометрии является стан­дартизация технологий измерения параметров дина­мики индивидуальных различий, эмпирических ли­митов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических мето­дик, обладающих валидностью, надежностью и ре­презентативностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.

Тестирование — метод психологической диагнос­тики, при котором используются стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определен­ную шкалу значений. Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психо­физиологических свойств и качеств личности, при отборе и определении профпригодности абитуриен­тов, а также в процессе аттестации и профессиональ­ного консультирования.

В тестировании выделяют три этапа:

• выбор теста, опросника (определяется исследо­вательской задачей);

• проведение тестирования в соответствии с ин­струкцией при соблюдении этических норм;

• обработку полученных данных и интерпретацию результатов тестирования.

В психологии профессионального образования важное значение приобретает диагностика специаль­ных способностей и учебно-профессиональных дости­жений. Традиционные интеллектуальные тесты на­правлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены главным образом на изучении аб­страктных функций интеллекта. Потребность в на­дежных методах отбора поступающих в профессиональ­ные учебные заведения побудила психологов разрабо­тать диагностику специальных (профессиональных) способностей. В зависимости от разных профессий и специальностей к кандидатам предъявляются специ­фические требования. В целях профотбора, профкон-сультации необходимо иметь тесты, позволяющие определить уровень обученности (подготовленности), обучаемости, выраженности профессионально значи­мых психофизиологических свойств, психологиче­ских качеств, профессиональных умений.

В психологии выделяют следующие группы спо­собностей: сенсорные, двигательные, технические и профессионализированные, куда входят художест­венные, управленческие, предпринимательские, конвенциональные и др. В соответствии с выделен­ными способностями конструируются и различные тесты. Тесты специальных способностей применя­ются в основном для профессионального отбора.

Рассмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие профессии требуют высокого уровня развития сенсорной сферы, в частности зре­ния и слуха. Тесты визуальных способностей диффе­ренцируются в зависимости от профессионально значимых признаков и измеряют остроту зрения, цветовое различение, восприятие глубины, мышеч­ный баланс глаз. Очень распространенным тестом, определяющим остроту зрения, является следую­щий: испытуемому показывают таблицу, на которой изображены ряды печатных букв, постепенно умень­шающихся по величине, и предлагают называть бук­вы, которые указывает экспериментатор.

Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых функций, таких как острота слуха, выделе­ние сигналов из фона, наполненного шумами, разли­чение тембра, высоты звуков. Наиболее часто опре­деляется острота слуха. При этом используется зву­ковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, про­износящий какие-либо слова или простые предложе­ния. Для измерения более сложных характеристик слуха, например музыкального, применяют тесты музыкальной одаренности.

Диагностика двигательных способностей осущест­вляется с помощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций. Поскольку многие моторные тесты выпол­няются под контролем зрения, правильнее было бы говорить о диагностике сенсомоторных способно­стей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в меньших масштабах. Широкое распространение получили тесты, диагностирующие ловкость паль­цев, скорость манипулирования предметами, твер­дость руки, время реакции, скорость движения руки.

Важное место в профотборе персонала занимают тесты технических способностей. Под техническими способностями понимают сложные интеллектуаль­ные способности, включающие пространственные представления, техническую компетентность и сенсомоторные умения.

К последней группе специальных способностей относятся профессионализированные способности: ху­дожественные, музыкальные, конструкторские, ис­следовательские, предпринимательские, социаль­ные, исполнительские и др. Тесты, сконструирован­ные для их измерения, используются при отборе пер­сонала для определенной профессиональной области деятельности.

Тесты достижений диагностируют степень владе­ния испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они изме­ряют влияние специальных программ обучения, про­фессиональной подготовки на эффективность обуче­ния и овладение профессией. Другими словами, тесты достижений ориентированы в основном на оценку успехов индивида после завершения обучения.

Применяют обычно три формы тестов достиже­ний: тесты действия, письменные и устные тесты. В тестах действия требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных в конкретной профессиональной деятельности. Для выполнения теста либо использу­ют производственное оборудование, либо моделиру­ют трудовые операции на тренажерах. Тесты дейст­вия широко применяются в конторских профессиях (технический секретарь, машинистка, стенографист­ка, клерк и т. п.).

Письменные тесты достижений используются в профессиях, где важны специальные знания, осве­домленность, грамотность. Их показатели ориенти­рованы на измерение усвоения ключевых понятий, тем, классификационных признаков, технических характеристик, формул. Стандартизированная фор­ма оценки носит более объективный характер, допус­кает групповую работу и не требует больших затрат времени.

Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию стандартизированных во­просов, касающихся специальных профессиональных знаний. Вопросы подбираются на основе тщательного анализа профессиональной деятельности, наблюде­ния за квалифицированными работниками и эксперт­ной оценки значимости каждого вопроса.

Использование тестов достижений для оценки профессиональной компетентности можно проил­люстрировать на практике аттестации психологов в США1. Чтобы быть допущенными к экзамену на зва­ние психолога, кандидаты должны иметь универси­тетское психологическое образование и проработать два года под руководством дипломированного психо­лога. Экзамен состоит из двух частей и предполагает:

• выполнение ста заданий с множественным выбо­ром по семи областям деятельности: клинической пси­хологии, психологии разпития, промышленной психо­логии, общей экспериментальной психодогии, тести­рованию и статистическому анализу, социальной пси­хологии и психологическому консультированию;

• описательные ответы на пять вопросов, один из которых — по методологии исследования и четыре — по любым двум из перечисленных семи областей дея­тельности. Эти области кандидат выбирает сам.

В каждом штате существуют свои законы присво-' ения звания психолога и выдачи лицензии на практи­ческую деятельность. Но все они направлены на то, чтобы оградить общество от шарлатанов и некомпе­тентных лиц, объявляющих себя психологами.

Широкое распространение тестов достижений и специальных способностей объясняется тем, что они позволяют специалистам по обучению персонала оперативно выявлять уровень профессиональной подготовленности работника, следить за его профес­сиональным становлением (карьерой) и прогнозиро­вать профессиональные достижения.

В связи с введением в нашей стране аттестации госслужащих проблема диагностики с использовани­ем тестов достижений и специальных способностей приобретает особую актуальность.

Методы опроса — это способы получения инфор­мации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника-анкеты) общения исследователя с испытуемым. Опросники не являются тестами, но достаточно высокая надеж­ность и валидность позволяют отнести их к психо­метрическим методам. К группе психометрических методов относятся все стандартизованные формы опроса. В психологии профессионального образова­ния широкое распространение получили опросни­ки-анкеты. К ним относятся биографические опрос­ники, опросники интересов.

Биографические опросники диагностируют уровень и характер образования, виды профессиональной де­ятельности, смену места работы и профессии, хобби и т. п. По мнению А. А. Анастази, эти опросники яв­ляются валидными при предсказании успешности работы как для профессий неквалифицированного труда, так и для профессий высокого уровня квали­фикации1.

Опросники интересов предназначены для измере­ния образовательных и профессиональных интере­сов. Они применяются для решения задач профессио­нального отбора.

Одним из первых таких опросников стал «Бланк профессиональных интересов», созданный Э. Строн-гом в 1920 г. Он диагностирует четыре показателя ин­тересов:

1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии;

2) структуру интересов мужчин и женщин;

3) степень зрелости интересов;

4) уровень профессиональной подготовки1.

Один из последних вариантов этого опросника, разработанный в 1974 г., содержит 325 заданий, сгруп­пированных в 7 частей. В первых пяти частях испытуе­мый отмечает свои предпочтения суждениями «нра­вится», «безразлично», «не нравится». Вопросы в этих частях распределены по следующим категориям: про­фессии, учебные предметы, виды деятельности, типы развлечений, общение с различными типами людей. Другие две части требуют от отвечающего предпочесть одно из двух заданий (например, иметь дело с вещами или с людьми) и отметить ряд утверждений о себе суж­дениями «да», «нет», «не знаю».

Другим распространенным опросником интере­сов является «Протокол профессиональных предпоч­тений» Г. Кьюдера (1966). Он предназначен для опре­деления предпочтительных интересов индивида сре­ди широкого круга разных видов деятельности, но не прогнозирует предполагаемый выбор рода занятий на основе изученных интересов.

Вопросы «Протокола...» относятся к типу триад вынужденного выбора. На каждый вопрос испытуе­мый отвечает, какой из трех перечисленных видов де­ятельности ему наиболее и наименее по душе (напри­мер: посещение картинной галереи, работа в библио­теке, посещение музея).

Шкалы интересов включают различные виды деятельности: научную, техническую, литератур­ную, общественную и др., т. е. опросник Г. Кьюдера диагностирует интерес испытуемого к определенным видам деятельности, а не к конкретным про­фессиям.

Важное значение имеет диагностика профессио­нальной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способностей личности, определя­ющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях — нали­чии исходных знаний, умений и навыков, положите­льной мотивации, определенного уровня физическо­го развития, здоровья).

Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче уча­щийся приобретает новые знания и профессиональ­ные умения, тем свободнее он ориентируется в учеб­но-профессиональных ситуациях, тем выше темп его профессионального развития. В основе профессио­нальной обучаемости лежит развитие сенсомоторных способностей, психических процессов, а также моти-вационно-волевых и эмоциональных качеств лично­сти. Степень развития и сочетание этих свойств опре­деляют индивидуальные различия в обучаемости, яв­ляются ее качественными показателями.

Анализ психологической литературы по пробле­мам обучаемости показал, что исследователи разъе­диняют обучаемость и умственное развитие; важней­шим психическим процессом, детерминирующим обучаемость, является мышление; важное значение в повышении уровня обучаемости принадлежит моти­вам учения1. 3. И. Калмыкова, признавая обучае­мость как производное от разнообразных особенно­стей психики, рассматривает это понятие в более уз­ком смысле — как общие умственные способности, ограничивая его содержание лишь спецификой мышления2.

К критериям обучаемости относятся:

• сформированность логических приемов мыш­ления;

• самостоятельность мышления;

• преобладающий тип мышления. Диагностика этих качественных характеристик

мышления осуществляется при помощи широко применяемых в психологии методик.

В психологии профобразования правомерно ис­пользовать понятия сенсомоторной и профессио­нальной обучаемости и в зависимости от содержания профессии конструировать методику диагностики. Основными диагностируемыми показателями явля­ются следующие:

• мотивы выбора профессии и терминальные ценности;

• уровень развития учебно-профессиональных способностей;

• самостоятельность и рефлексия;

• координация движений;

• сенсомоторные свойства.

Диагностика учебно-профессиональной обучае­мости позволит дифференцировать профессиональ­ную подготовку специалистов, прогнозировать успешность их будущей профессиональной деятель­ности.

Экспериментальные методы

Метод эксперимента является основным методом познания механизмов и закономерностей психоло­гической реальности. Его сущность заключается в получении нового научного знания в контролируе­мых и управляемых условиях. Основная неспециали­зированная задача эксперимента — установление причинно-следственных связей и объяснение психо­логических процессов и явлений. При проведении эксперимента используют двойное правило различия и согласия {Док. С. Миллъ): если за группой событий А, Б следует событие о, но за Б, В не следует а, то А есть причина а. Первая из двух групп событий рас­сматривается как экспериментальная, вторая — как контрольная. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента может подвергаться различным изме­нениям.

Наиболее широкое распространение получила модель эксперимента, представленная в табл. 51.

Из таблицы видно, что исследователь должен пользоваться при анализе результатов объективными оценками, позволяющими не только утверждать, что х2 больше хь а у2 больше уь но и установить, насколь­ко больше. Иначе нельзя будет сравнить изменения, происшедшие в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 5

Модель эксперимента

Группа Характеристика группы до эксперимента Характеристика группы после эксперимента   Происшедшие изменения
Эксперимен­тальная Контрольная X1 У1 X1 У1 X1 — Х2   У1 –У2

Задача количественного выражения результатов эксперимента является крайне трудной в психологи­ческих исследованиях: Поэтому количественные данные имеют, как правило, относительную, а не аб­солютную значимость. Они позволяют сравнить уровни двух групп, но не дают возможности опреде лить абсолютную характеристику каждой из них. Тем не менее психологическая наука разработала разно­го рода шкалы для измерения личностных измене­ний путем создания ситуаций, позволяющих не до­жидаться изменений в реальной учебно-профессио­нальной деятельности.

При проведении эксперимента возможно в широ­ких пределах варьировать условия протекания изуча­емого процесса, выделять влияние переменных фак­торов, изучать их взаимосвязи и тем самым устанав­ливать закономерности и механизмы психических явлений.

Важным достоинством метода эксперимента яв­ляется возможность качественной оценки изучаемых процессов, количественного учета исходных данных, что позволяет математически обрабатывать результа­ты исследования и формулировать статистически значимые выводы.

Таким образом, экспериментальные методы основываются на точном учете изменяемых незави­симых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект эксперимента). Специфика экс­периментальных исследований состоит в том, что они предполагают:

• организацию специальных условий учебно-про­фессиональной деятельности, влияющих на исследуе­мые психологические особенности испытуемых;

• изменение этих условий в ходе исследования. Различают три типа экспериментального метода:

естественный, моделирующий и лабораторный экс­перименты.

Естественный эксперимент предполагает иссле­дование психических явлений в обычных, естествен­ных условиях (на уроке, в производственном коллек­тиве, в процессе выполнения трудового задания и т. п.). Достоинства естественного эксперимента — относительная замаскированность целей исследова­ния, достаточно неформальная обстановка проведе­ния эксперимента, органическая включенность в условия жизни и деятельности испытуемых.

Моделирующий эксперимент применяют в ситуа­циях, когда большая сложность и высокая динамич­ность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их в обычном режиме работы реальных тех­нических устройств. Такие процессы упрощают. В изучаемом трудовом процессе выделяют основные его составляющие, определяющие успех работы, созда­ют искусственные условия осуществления этой дея­тельности, и в таких смоделированных условиях изу­чают сложный трудовой процесс. Моделирующий эксперимент применяется также при изучении про­фессионально важных качеств личности в процессе ее профессионального становления.

Лабораторный эксперимент предполагает проведе­ние исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособ­лениями. Этот тип эксперимента применяется обыч­но при исследовании элементарных психических функций: сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, — при изучении рабочих движений человека.

За последние два десятилетия высокого уровня развития достигли видеотехника и различные опти­ко-механические устройства для преобразования значений параметров движения в электромагнитные сигналы. Все это способствовало, с одной стороны, широкому внедрению в исследования таких методов, как видеосъемка, стереоскопическая съемка и т. п., с другой стороны, упрощению процедуры подготови­тельных работ, проведения эксперимента и анализа экспериментального материала. Несмотря на уни­версальность методов видеофоторегистрации про­странственных координат тела и отдельных его час тей, эффективное применение ЭВМ и другой специ­альной техники в исследованиях до сих пор остается довольно сложной проблемой.

Генетические методы

Генетические методы направлены на исследова­ние изменений профессионального развития лично­сти в течение длительного времени. В психологии профессионального образования оправдано исполь­зование формирующего эксперимента и мониторин­говых исследований.

Основной чертой формирующего эксперимента яв­ляется, по определению В. В. Давыдова, «...не про­стое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное модели­рование, воспроизведение в особых условиях, что по­зволяет раскрыть их сущность»1.

Использование формирующего эксперимента связано с перестройкой определенных характери­стик учебно-профессионального процесса и выделе­нием влияния этой перестройки на возрастные, ин­теллектуальные и характерологические особенности обучаемых. По существу, данный метод выступает в качестве средства проведения широкого исследова­ния с использованием всех других методов.

Формирующий эксперимент, согласно разверну­тому определению, данному В. В. Давыдовым, — это эксперимент, во-первых, массовый, т. е. статистиче­ски значимый; во-вторых, осуществляемый для реа­лизации той или иной теоретической концепции; в-третьих, длительный, пролонгированный и, нако­нец, комплексный, требующий совместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов, и поэтому его следует организовывать в особых учреж­дениях.

Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий профессионально­го образования, эффективной методики профессио­нальной подготовки на предприятии, инновацион­ных способов повышения квалификации.

К генетическим методам исследования следует также отнести мониторинг профессионального разви­тия и профессионально-образовательного процесса.

Мониторинг как метод исследования может быть рассмотрен с различных позиций, обусловленных его объектом. В качестве объектов мониторинга в систе­ме профессионального образования могут выступать:

• профессионально-образовательный процесс;

• академическая успеваемость обучаемых;

• учебная и учебно-профессиональная деятель­ность обучаемых;

• развитие личности обучаемых;

• становление учебной группы;

• профессиональная деятельность преподавателя;

• профессиональное развитие преподавателя;

• становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта монито­ринга возникают специфические цели и задачи, свя­занные с его реализацией на практике, т. е. в каждом случае мы будем иметь определенный вид монито­ринга. При реализации любого вида мониторинга проявляются определенные психологические особенности, обусловленные его объектом.

Высокую значимость для системы профессионального образования приобретает мониторинг, объ­ектами которого являются развитие личности обуча­емых, а также развитие их учебной и учебно-профес­сиональной деятельности. Данный вид моторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессио­нальной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности, т. е. личности обучаемо­го (изменение характеристик, структуры субъекта де­ятельности, формирование психологических ново­образований).

Наши рекомендации