Теории личностных качеств лидеров
Согласно этих теорий, обосновывается перечень наиболее общих черт (качеств), который свойственен эффективному лидеру, и который отличает его от тех, кого он ведет за собой. В качестве примера подобных теорий, приведем теорию Р. Стогдилла, где выделяются следующие качества:
1. физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;
2. личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
3. интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
4. способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Широко известна типология людей по отношению к власти Б.Рассела, которая также основана на личностных качествах. Согласно этой типологии всех людей можно условно разделить на 4 группы:
· люди, имеющие такие определяющие черты характера, как настойчивость в достижении цели, веру в собственные силы, целеустремленность, и открыто проявляющих свое стремление к власти;
· люди, обладающие робостью, склонностью к подчинению другим, неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях;
· люди, ведущие себя ситуативно: в одних случаях стремящиеся к власти, в других - к подчинению другим;
· люди, имеющих мужество отказаться от подчинения другим, не желающих командовать, стремящихся уйти от политики и не участвующих в ней. Они ищут и находят приложение собственным силам в науке, искусстве, творчестве.
2) Поведенческие (бихевиористские) теории лидерства.
Делают акцент на вопросах обучения эффективным формам поведения; и определяют поведение лидера на основе двух основных характеристик:
· Поведение, ориентированное, главным образом, на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие.
· Поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой.
Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождаются более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы.
3) Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе.
Здесь прежде всего следует упомянуть работы Ф. Фидлера. Он предлоложил, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от того, насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных и, во-вторых, от того, какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение.
Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Ф. Фидлер пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимости от того, что именно требуется в конкретной ситуации).
Фидлер выделил 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:
1. Взаимоотношение руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения);
2. Характер регламентации труда.
3. Возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.
В соответствии с этим Ф. Фидлер предложил два основных направления повышения эффективности руководящей деятельности:
· приспособить лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, а также стимулирования).
· изменить ситуацию.
4) Теории харизматических качеств лидеров.
В последнее время появился целый ряд новых теорий лидерства, среди которых особое распространение получили теории харизматических качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать те качества лидеров, которые придают им в глазах тех, кого они ведут за собой, ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Назовем некоторые из этих качеств:
· практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;
· умение видеть перспективу лучше, чем остальные;
· способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая;
· преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;
· нетрадиционное поведение.
Установлено, что те, кто идет за лидерами, обладают харизматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способностью работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов.
5) Теория "партисипативного" управления.
Предполагает партнерские "соучаствующие" отношения руководителей и подчиненных:
· регулярные совещания руководителя с подчиненными;
· открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
· вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
· делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;
· участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных мероприятий;
· создание микрогрупп с правом самостоятельно разрабатывать и предлагать идеи, формулировать проблемы и их решения.