Проблема качества социально-психологической информации
Качество социально-психологической информации определяется рядом факторов. В общем виде проблема качества информации решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способа получения данных на надежность.
Для социальной психологии выделяют два вида параметров, характеризующих качество информации: объективные и субъективные. Все это вытекает из того что источником информации в социальной психологии выступает человек. Значит, следует обеспечить максимально возможный уровень надежности и тех параметров, которые квалифицируются как «субъективные». Ответы на вопросы анкеты или интервью составляют «субъективную» информацию, но ее можно получить в максимально полной и надежной форме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из этой «субъективности». Для преодоления ошибок такого рода и вводится ряд требований относительно надежности информации.
Надежность информации достигается, прежде всего, проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность .
Обоснованность (валидность) инструмента – это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить.
Валидность – (действительный, пригодный, имеющий силу) – один из важнейших критериев качества психодиагностической методики, означающий ее пригодность для измерения того, что она по замыслу должна измерять; или иначе: соотвествие тестовой методики измеряемому концепту.
Существует несколько способов проверки инструмента на обоснованность. Можно прибегнуть к помощи экспертов, круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе общепризнанна. Другой способ – это проведение дополнительного интервью: вопросы в нем должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них также давали косвенную характеристику распределения изучаемого свойства.
Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. (Иногда это качество информации называют «достоверностью»).
Способы проверки информации на устойчивость следующие:
а) повторное измерение;
б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями;
в) так называемое «расщепление шкалы», т.е. проверка шкалы по частям. Как видно, все эти методы перепроверки основаны на многократном повторении замеров.
Точность информации – измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент.
Наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит в социальной психологии вопрос о репрезентативности.
Репрезентативность (от франц. показательный) – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности (неограниченно большая совокупность измерений индивидуумов, предметов или явлений, о свойствах которых мы собираемся судить в результате психологического исследования).
Репрезентативность означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью представляемое в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению.
Классификация методов исследования осуществляется по следующим критериям:
1) цель исследования (дисквалификационные, воздействия на личность, судебно-психологической экспертизы, коррекционные, оптимизации и т.д.)
2) форма получаемых результатов (качественные и количественные)
3) природа объекта, на котором производится исследование (естественные, искусственные)
4) используемый инструментарий (математические, структурно-логические, алгоритмические и др)
5) временные параметры (срезовые, сравнительные, лонгитюдные и т.д.)
6) стратегия исследования (биографические, психодиагностические, наблюдение, опрос)
7) уровень сложности как число привлекаемых методических средств и степень их взаимосвязи (простые, комплексные, системные)
Вопрос 2 Анкетирование, интервью, экспертный опрос как разновидности метода опроса.
Опрос – это метод сбора первичной психологической информации в вербальной форме. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых.
Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные вида:
а) опрос «липом к лицу» – интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос – анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. А также его часто применяли такие психологи как С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль.