Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)
Логопсихология- это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.
Предметом лого психологи и является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
Задачи логопсихологии: >
1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.
2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.
3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.
4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).
5. Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.
Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, А. Р. Лурией, Р. Е. Лезиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов.
Первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных, третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и
концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные особенности могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению социальных связей с окружающим миром.
Причины нарушений речи. Причиной нарушения речи является воздействие на организм внешнего (экзогенного) или внутреннего (эндогенного) фактора или их взаимодействия. Факторы, воздействующие на организм, могут быть органически или функционально обусловлены.
Впервые связь психического развития ребенка с условиями окружающей среды подчеркнул Л.С.Выготский, который ввел понятие "социальной ситуации развития". Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.
Эмоциональная депривация, недостаточность речевых и интеллектуальных контактов со взрослым задерживают психическое развитие ребенка, нарушают формирование речи.
Мощным стимулом развития речи ребенка является изменение форм общения ребенка со взрослым: замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2-3 лет. Если этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.
Некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (нечеткость произношения, нарушение темпа речи, заикание) или возникнуть при различных психических травмах (испуг, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.).
При оценке нарушений речи у детей необходимо учитывать так называемые критические периоды в развитии речи, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности. Как следствие возникает риск возникновения нарушений функций речи даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей.
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.
1. Первый-второЙ год жизни. В это время формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. Движущей силой развития речи ребенка становится потребность в общении.
В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются корковые речевые зоны - моторные центры речи. Критический период в развитии корковых речевых зон считается возраст 14-18 месяцев. Даже незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отрицательно сказаться на развитии речи ребенка.
2. Возраст 3-х лет. В это время интенсивно развивается связная речь, осуществляется постепенный переход от речи ситуативной к контекстной. Это требует большой согласованности в работе ЦНС (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.).
Возникающая в это время рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции определяет особенности поведения детей 3-х лет: упрямство, негативизм, повышенная раздражительность, возбудимость, истерические реакции, частый плач и т.п. Все это определяет большую ранимость речевой системы, возникновение на этом этапе заикания, мутизма, отставания речевого развития.
3. Возраст 6-7 лет. Период начала развития письменной речи. Вновь возрастает нагрузка на ЦНС ребенка. При предъявлении к нему повышенных требований могут происходить срывы нервной деятельности с возникновением заикания.
Большая роль в возникновении речевых расстройств принадлежит экзо-генно-органическим факторам. Это - различные инфекции, травмы, интоксикации и другие неблагоприятные воздействия на ЦНС ребенка и на его организм в целом.
Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов) и родовая травма. Их возникновению способствует нарушение внутриутробного развития плода, которое может быть обусловлено заболеваниями матери во время беременности, инфекциями, интоксикациями, многообразной акушерской патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхо-ждение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.). Родовая травма может привести к внутричерепным кровоизлияниям в речевых зонах коры головного мозга и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения коркового генеза (алалия). Внутричерепные кровоизлияния довольно часто наблюдаются у недоношенных детей в результате слабости их сосудистых стенок.
При внутриутробных поражениях мозга (особенно в первом триместре) отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими дефектами развития (слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Они могут наблюдаться при заболевании беременной женщины краснухой, токсоплазмозом, гриппом и другими вирусными инфекциями. Кроме инфекций нарушение внутриутробного развития плода могут вызвать применение матерью лекарственных средств, алкоголизм и курение во время беременности, ионизирующая радиация и др.
Речевые нарушения могут возникнуть и на последующих этапах развития ребенка в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на его мозг. Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола. Существует различие в развитии правого и левого полушария в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое - зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек же, наоборот, левое полушарие развивается быстрее, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.
Классификация речевых нарушений.В настоящее время в отечественной логопедии существуют две классификации речевых нарушений.
Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.Данная классификация учитывает, какой анализатор страдает, какая его часть поражена (периферическая или центральная), какова степень поражения Ь гового субстрата; какие операции, осуществляющие речевой процесс не сформированы. Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, можно разделить на две большие группы в зависимости оттого, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи'разделены на два типа.
/. Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания
1. Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
2. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Речь тягуче растянута, вялая, монотонная.
3. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Речь торопливая, стремительная, напористая.
4. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синоним: логоневроз.
5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты. При анатомических дефектах артикуляционного аппарата нарушения носят органический характер, а при их отсутствии - функциональный.
6. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Дефект обусловлен врожденными расщелинами неба, губы, отсутствием небно-глоточного смыкания. При ринолалии наблюдается искаженное произношение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).
7. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам.
//. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления
высказывания
\. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Это один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.
2. Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейро-инфекциЙ или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Диагноз "афазия" ребенку ставят, если поражение мозга и распад речи произошли после 3-х лет.
Нарушения письменной речи:
1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; наблюдаются аграмматизмы и искажение понимания прочитанного.
2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, искажениях звукослогового состава слова и структуры предложения. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.
В результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе была создана психолого-педагогическая классификация. Она разработана Р.ЕЛевиной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода в обучении и воспитании.
Учитывая психолингвистические критерии, нарушения речи по данной классификации делятся на две группы.
Первая группа- нарушение средств общения.
1. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы вследствие дефектов произношения фонем.
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
3. Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Недоразвитие речи может быть, выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на четыре уровня.
Вторая группа- нарушения в применении средств общения. К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при сохранности языковых средств общения.
Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекциоиного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста.
Дифференциация нарушений речевого развития с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией.
В группе речевых расстройств имеются различные формы, характеризующиеся своеобразием патогенеза и особенностями клинической симптоматики. Специфичность речевой диагностики обусловлена тем, что расстройства речи чаще не носят характер самостоятельного заболевания, а являются лишь одним из симптомов основного заболевания.
Для психологов и логопедов представляет определенную сложность диагностика детей преддошкольного возраста, относящихся по своим медицинским показателям к группе риска. Комплектование групп ранней диагностики осложнено тем, что темповая задержка речевого развития (ЗРР) по сво им проявлениям сходна с задержкой психического развития (ЗПР) Обследование детей в возрасте 2-3 лет также осложняется рядом факторов, обусловленных возрастом детей и отсутствием стандартизированных методик
При задержанном психическом развитии характерно замедление темпа формирования всех функциональных систем, в том числе и речи как высшей психической функции. Анамнез детей в этих случаях, как правило, осложнен различными эндогенными и экзогенными факторами: церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постна-тального периода), соматическими заболеваниями и другими неблагоприятными явлениями. При этом замедление развития темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с общей повышенной истощаемостью, а при церебрально-органических расстройствах приведет к снижению таких функций, как праксис, гнозис и мнезис. У детей с задержкой только речевого развития в отличие от детей с задержкой психического развития, как правило, все неречевые функции развиты в соответствии с возрастными нормами, и недостаточность проявляется непосредственно только в экспрессивной речи. Понимание при темповой задержке речевого развития, как правило, сохранно.
Основными диагностическими параметрами в обследовании детей являются изучение анамнеза и определение интеллектуального развития. В обследовании дифференциальными будут пробы на конструктивный праксис, общую моторику, сформированность мыслительных операций и сенсорных эталонов, а также умения слушать и выполнять инструкции.
Многочисленные исследования, касающиеся моторных алалий, свидетельствуют о том, что у детей с таким диагнозом имеется задержка психического развития, зачастую таких детей необходимо отдифференцировать от детей с нарушениями интеллекта. Решение этой проблемы лежит в выявленных особенностях вербального и невербального мышления детей с моторной ал алией.
Дифференциальная диагностика речевых нарушений и умственной отсталости может затрудняться, так как общее психическое недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, а с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В ряде случаев диагностика может быть успешной только в результате динамического изучения ребенка в процессе коррекционных занятий.
У детей с моторной алалией, так же как и у детей с олигофренией, во многом схожи речевые проявления нарушений. Принципиальное отличие алалий от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью, состоит в том, что алалия — это результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности неязыковых психических процессов, олигофрения — результат нарушения познавательной деятельности.
При оценке мышления алалики значительно отличаются от умственно отсталых детей. В отличие от детей с отклонениями в умственном развитии, имеющими тот или иной интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности, у детей с тяжелыми нарушениями речи наибольшие трудности вызывают задания, требующие участия речи. Выполнение логических задач на классификацию и сходства дети с моторной алалией выполняют значительно лучше, чем олигофрены, при этом у умственно отсталых детей по мере усложнения однотипных задач количество правильных ответов уменьшается, а у детей с алалией оно остается приблизительно на одинаковом уровне.
В решении задач и алалики, и олигофрены в большинстве случаев идут к правильному решению методом проб и ошибок, но при этом у алаликов навык усваивался достаточно прочно и переносился на решение более сложных однотипных задач, тогда как у олигофренов такого переноса нет. Изучение мыслительных операций у олигофренов и детей с алалией показывает, что вторые в отличие от первых способны к установлению причинно-следственных связей, умозаключениям, абстракции и обобщениям. Так, понимание речи у детей с алалией несравнимо лучше, чем у умственно отсталых; особенно хорошо это выявляется при восприятии синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности. Вместе с тем от нормальных детей их отличает несколько более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, более замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей, недостаточная осознанность, доказательность мышления.
В экспрессивной речи дети с алалией доступными им языковыми средствами пытаются передавать причинно-следственные связи. Умственно отсталые либо вовсе не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них. Логически бедная или даже алогичная речь умственно отсталых детей может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грамматическом отношении. Для речи детей с алалией в первую очередь характерны аграмматизмы, трудности поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования.
Поэтому при обследовании детей необходимо обратить внимание на выполнение заданий, определяющих качество познавательной деятельности:
• дать оценку обучаемости (методика А.Я. Ивановой);
• оценить развитие импрессивной речи на понимание синтаксических конструкций, причинно-следственных связей, временных конструкций;
• оценить лексический объем в эксперессивной речи.
Для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих необходимо уточнить состояние слуха и понимания речи. Так, в ходе всего обследования необходимо обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. Для этого во время обследования необходимо периодически усиливать или снижать громкость голоса, менять местоположение при говорении и отмечать, как при этом ведет себя ребенок.
С.Н. Шаховская выделила следующие диагностические показатели для разграничения ребенка с сенсорной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи).
• слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в разное время суток в различных условиях он слышит одинаково, а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции- то он слышит и понимает тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания). Непостоянство показателей аудиометрического исследования ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспособности, повышенной утомляемости, дисгармоничности процессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказывается на возможностях высшего акустического анализа и синтеза. Усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослышащего ребенка. Ребенок же с сенсорной алалией на громкие, тем более на сверхгромкие звуки не реагирует; более тихое, спокойное звучание ребенок воспринимает лучше, чем звуки повышенной громкости, которые могут вызвать запредельное охранительное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из работы;
• слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слуховым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове, усиление звуков становится для него неприятным раздражителем. При сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (шелест перелистываемых страниц, капающая из крана вода), что подчеркивает сохранность у них слуха;
• голос слабослышащего ребенка лишен звучности, он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет нормальную громкость и звонкость;
• со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ребенком, страдающим сенсорной алалией.
Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка к категории аутистов. Дифференциальная диагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленький ребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначно установить диагноз.
Аутизм — это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком.
Сравнительная характеристика детей с речевой патологией и детей с ранним детским аутизмом (РДА) включает следующие положения. У детей с РДА нарушено формирование эмоционального личностного контакта с окружающим миром, поведение и реакции детей с аутизмом на окружающее часто непредсказуемы и непонятны, а у детей с алалией отмечаются, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменения ситуации.
При полном отсутствии речи решающее значение для дифференциального диагноза имеют сохранность постоянных реакций на обращенную речь у детей с алалией и отсутствие у них типических для детей с аутизмом особенностей поведения при общении. Часто аутизм проявляется невозможностью или боязнью взглянуть в лицо человека, в его глаза, общения с ним один на один. При настойчивом стремлении войти в контакт с таким ребенком у него может нарастать тревога, страх, он может начать вести себя агрессивно по отношению к себе или к другим людям.
Дифференциальный диагноз облегчается, если дети с алалией обладают экспрессивной речью. В отличие от детей с аутизмом они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи как вербальной, так и невербальной, имеют хорошо развитую мимику и жестикуляторную речь, которую они используют вместо речи словесной. Детьми с РДА практически не используется «язык» мимики и жестов.
Для аутичных детей характерны разнообразные нарушения «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела, а у детей с алалией своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют.
У детей с РДА могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномерное, а также различные степени олигофрении; у детей с алалией обычно наблюдается картина своеобразной задержки интеллектуального развития, при которой особенно нарушенными оказываются процессы, связанные с речевой деятельностью.
Наблюдаются различия в особенностях речи: речевая деятельность при РДА на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.) ребенок может перестать пользоваться устной словесной речью. Для детей с алалией характерной является выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения.
Присматриваясь к ребенку, важно помнить, что все дети имеют особенности развития и характера, которые изменяются в очень широких пределах. Отсутствие какого-либо признака не говорит об отсутствии аутизма в целом, а наличие какой-то индивидуальной особенности вовсе не означает наличие синдрома аутизма.
6.4. Психологиядетей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Предметом изучения данной отрасли специальной психологии являются особенности формирования и развития психики людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
К этой категории относятся дети:
с детскими церебральными параличами;
с последствиями полиомиелита;
с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);
с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата.
Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом (ДЦП).
Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям нои вызывающим задержку или патологию умственного развития речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т. д. Психические, речевые и мигательные расстройства варьируют в широком диапазоне, и может наблю-1аться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигатель-шх нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать in и быть минимальными, и, наоборот, при легких двигательных нарушениях ^блюдаются грубые психические и речевые расстройства.
Причины ДЦП. Детский церебральный паралич - это заболевание вследствие недоразвития или повреждения мозга, возникшего внутриутробно, период родов или на первом году жизни ребенка. Детский церебральный таралич рассматривается как полиэтиологическое заболевание. Анализ при-1ин, приводящих к возникновению ДЦП, показывает, что в большинстве слу-шев выделить одну из них не представляется возможным, так как часто присутствует сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в период беременности, так и при родах.
1. Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребенка (пре-натальный период) могут быть: острые или хронические заболевания матери, в первую очередь гипертоническая болезнь, порок сердца, анемия, ожирение, сахарный диабет и другие, имеющие место при церебральном параличе в 40 % наблюдений; прием лекарств во время беременности (10 %), профессиональные вредности (1-2 %), алкоголизм родителей (4 %), стрессы, психологический дискомфорт (2-6 %), физические травмы во время беременности; интоксикации; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору; внутриутробная гипоксия плода и др.
В последние годы большое значение в этиологии детского церебрального паралича придают влиянию на плод различных инфекционных агентов, особенно вирусного происхождения.
Помнению К. А. Семеновой и Ю. А. Якунина, большинство указанных неблагоприятных факторов пренатального периода ведет к внутриутробной гипоксии плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Ки-глородная недостаточность угнетает синтез нуклеиновых кислот и белков, 4то приводит к структурным нарушениям эмбрионального развития. Развитие эмбриона в условиях гипоксии может быть основной причиной возникновения уродств и патологии развития плода.
2. Причинами ДЦП в период родов являются в основном родовые травмы. В таких случаях непосредственными причинами ДЦП являются кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.
К одним из наиболее предрасполагающих факторов к развитию церебрального паралича М.И. Ватолина, И.М.Волков, К.И. Куленова относят преждевременные роды. Недоношенность имеет большой удельный вес в анамнезе больных детским церебральным параличом и составляет, по данным разных авторов, от 19 до 33,2 %, в то время как среди всех новорожденных этот показатель равен 4-8 %.
3. Причинами ДЦП в период первого года жизни (ранний постнаталь-ный период) могут быть: нейроинфекции, травмы и др.
ДЦП не считается наследственным заболеванием, но многие исследователи говорят о наличии неблагоприятной наследственности как о предрасполагающем к ДЦП факторе. Частота ДЦП, по разным данным, составляет 2- 6 случаев на 1000 человек.
Структура двигательного дефекта при ДЦП.У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют структуру двигательного дефекта при ДЦП.
/. Наличие параличей и парезов.
Параличом называется полное отсутствие возможности совершать произвольные движения. Парез - слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и пр.). Центральные параличи и парезы обусловлены поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие тех или иных движений. Например, ребенок не может или затрудняется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть вперед, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствием для своевременного и полноценного развития важнейших моторных функций, затрудняет формирование навыков самообслуживания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельности. ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения.
Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:
тетраплегия — общее поражение всех четырех конечностей;
диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо нижних конечностей;
гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела;
моноплегия — редко встречающееся поражение одной конечности.
2. Нарушение мышечного тонуса.
Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы. Нарушение мышечного тонуса возможно по типу спастичности, ригидности, гипотонии и дистонии.
Часто при детском церебральном параличе наблюдается повышение мышечного тонуса — спастичность. Мышцы в этом случае напряжены. Наибольшее повышение мышечного тонуса отмечается в мышцах-сгибателях конечностей, в приводящих мышцах бедер, в подошвенных сгибателях стоп и в некоторых других мышечных группах. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела).
Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется изменчивым мышечным тонусом, т.е. наблюдается мышечная дистония. В покое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезают или ослабевают, при попытке совершить произвольное движение тонус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются. При атетоидных гиперкинезах дистония мышц создает изменчивый мышечный тонус и возникает червеобразный, непрерывно перемещающийся спазм. При атонически-астатической форме ДЦП имеет место мышечная гипотония. Мышцы характеризуются слабостью, дряблостью, вялостью. При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.
При ригидности наблюдается максимальное повышение мышечного тонуса. При этом нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия.
При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального.
Дистопия — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.
3. Наличие насильственных движении. Для многих форм детского церебрального паралича характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора,
Гиперкинезы - непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения.
Тремор - дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например, при приближении пальцев к носу при закрытых глазах.
4. Нарушение равновесия и координации движении (атаксия). Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки. Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место. Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме.
5. Нарушение ощущений движений (кинестезии). Развитие двигательных функций тесно связано с ощущениями движений. При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условно-рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. Нарушение ощущений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений.
6. Синкинезии - это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. Различают физиологические и патологические синкинезии. К физиологическим синкинезиям отно-
сятся, например, движения рук при ходьбе. При патологических синкинезиях выполнение любого произвольного движения сопровождается непроизвольными движениями в других частях тела, в первую очередь в пораженных конечностях. Например, ребенку предлагается выполнить какое-нибудь движение здоровыми конечностями: сжать руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мяч и др. В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на пораженной стороне (рука сгибается в локте, приводится к туловищу, про