Современные виды групповых дискуссий и техники их организации
В общественной практике получили распространение различные виды обмена мнениями, отличающиеся степенью регламентированности (формальности) и полноты обсуждения. В последнее время в образовательной практике накопилось множество разнообразных вариантов и техник организации групповых дискуссий, отличающихся друг от друга целевой установкой, содержанием организуемой с их помощью деятельности и количеством участников. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант — 6 — 8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров. Но современные техники проведения дискуссии позволяют включить в нее 20 и более человек.
Рассмотрим основные виды организации дискуссионных обсуждений. В обучении взрослых популярны свернутые формы дискуссии: «круглые столы», форумы, дебаты, симпозиумы, «панельная дискуссия» и др.
Панельная дискуссия
Цель: организация обсуждения проблемы в многочисленной группе.
Проведение
Проводится в больших группах (свыше 40 человек):
1) проблема дискуссии формулируется руководителем;
2) участники делятся на микрогруппы по 6 — 8 человек, кото
рые располагаются в аудитории по кругу;
3) члены каждой группы выбирают представителя или предсе
дателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать их пози
цию;
4) в течение 15 — 20 мин в микрогруппе обсуждается проблема
и вырабатывается общая точка зрения;
5) представители групп собираются в центре круга и получают
возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции.
Остальные участники следят за ходом обсуждения и тем, насколько
точно представитель микрогруппы выражает общую позицию. Они
не могут высказывать собственное мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, в которых излагают свои соображения;
6) представители групп могут взять перерыв, чтобы прокон
сультироваться с остальными ее членами;
7) панельное обсуждение заканчивается по истечении отве
денного времени или после принятия решения;
8) после окончания дискуссии представители групп проводят
критический разбор хода обсуждения, а решения принимаются
уже всеми участниками.
Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы, только тогда внимание аудитории не будет переключаться на посторонние предметы.
Примечание:
- если занятие проводится в актовом зале, то обсуждение проблемы представителями микрогрупп может происходить на сцене.
Форум-обсуждение. Цель и механизм его проведения сходны с «панельной дискуссией», но в конце мнениями обмениваются все участники, а не только представители микрогрупп.
Симпозиум — более формализованное, регламентированное (по сравнению с вышеперечисленными) обсуждение. В ходе него участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих. Обсуждение, как правило, ведется через ведущего.
Дебаты — явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме.
«Круглый стол» — наиболее актуальная и распространенная в образовательной практике форма проведения дискуссии.
«Круглый стол» — это беседа, в которой на равных участвуют 15 — 25 человек; в ходе нее происходит обмен мнениями между всеми участниками. Руководит беседой ведущий (не обязательно преподаватель), который, однако, старается не захватывать содержательного лидерства. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему; они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу, поэтому на «круглый стол» приглашают специалистов различных направлений. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Существует важное условие при проведении «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т. е. процесс коммуникации должен происходить «глаза в глаза», что приводит к возрастанию активности, увели-
чению числа высказываний, возможности включения каждого в обсуждение, стимулирует невербальные средства общения (мимику, жесты, эмоциональные проявления). Преподаватель также располагается в общем кругу как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку. На практике «круглые столы» наиболее часто используются при проведении конференций, при подведении итогов курсов, семинаров со взрослыми.
Одной из популярных в последние годы является «техника аквариума», которая выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами участников по определенному вопросу.
Цель: предоставить участникам возможность свободного включения в обсуждение проблемы и выхода из него.
Проведение.
1. 5 —6 участников вместе с руководителем садятся в круг.
Они — «рыбы». Вокруг них становятся остальные участники груп
пы, они — «рыбаки».
2. Члены внутреннего круга («рыбы») активно участвуют в об
суждении предложенного руководителем вопроса. «Рыбаки» на
блюдают и вступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересо
вала; они дополняют, задают вопросы, конкретизируют. При этом
«рыбак» должен встать рядом с «рыбой», которая его привлекла
своей версией.
3. После обсуждения одной проблемы (вопроса) участники
меняются местами (те, кто стоял за пределами круга, садятся в
круг). Желательно, чтобы все участники побывали в кругу.
Вариант
Группа делится на две части, одна половина садится в центр, вторая располагается вокруг них. Участники в центре ведут дискуссию на заданную тему, а те, кто окружает их, внимательно наблюдают (каждый за одним-двумя участниками). При этом фиксируются: активность, характер предложений, критика, эмоциональные реакции. Затем проводится «общая дискуссия» — сопоставление оценок.
« Снежный ком*
Цель: наработка и согласование мнений всех членов группы. При использовании этой техники в активное обсуждение включаются практически все участники. Количество человек может достигать 30—35. Проведение
Для проведения этого вида дискуссии понадобятся большое количество карточек (половина листа А4) и маркеры.
1. Участникам раздается по 4— 8 карточек. Каждому предлагается написать по 4 —8 вариантов решения какого-либо вопроса (например, перечислить критерии оценки деятельности методических
объединений, профессионально значимые качества методиста, профессиональные компетенции выпускника и др.). На каждой карточке пишется только один вариант.
2. Участники объединяются в пары. В результате обсуждения пара
отбирает наиболее согласованные предложения-карточки. Их дол
жно быть чуть больше половины от общей суммы карточек (на
пример, из 10 карточек оставить только 6).
3. На третьем этапе участники объединяются в четверки и так
же путем дискуссии в микрогруппе оставляют чуть больше поло
вины карточек от общей суммы (например, из 12 оставить 7).
4. Представитель от группы защищает общие наработки, де
монстрируя карточки аудитории. После этого карточки, зафикси
рованные скотчем на доске, комментируются каждой группой, а
затем проводится классификация и систематизация предложений,
выделяются сходные варианты.
Варианты
1. Если группа многочисленная, то может использоваться такая
схема: индивидуальная работа — работа в тройках — работа в ше
стерках — пленарное обсуждение наработок.
2. Представление карточек со своими наработками группы могут
осуществлять по принципу дополнения: после того как представит
свои предложения микрогруппа, первой выполнившая задание, все
остальные сопоставляют свои карточки с выставленными на доске
и убирают совпавшие предложения. Точно такую же работу участни
ки проводят после выступления каждой последующей микрогруп
пы, выставляя на доску только не повторяющиеся предложения.
Примечание:
- при индивидуальной работе и работе в парах записи на карточках могут вестись ручкой. Для представления согласованных мнений от микрогруппы в 4—6 человек записи делаются маркером с соблюдением следующих правил:
1) писать следует печатными буквами, чтобы было понятно всем;
2) размеры букв должны быть такими, чтобы текст можно было
прочитать с расстояния 7 —8 м;
3) на карточке в пол-листа формата А4 должно быть не более
трех строчек.
«Квадро* (Quadro) (по В.Мюллеру, С.Вигман [60]) Многие дискуссии становятся неконструктивными из-за того, что участники изначально не определили свои позиции по обсуждаемому вопросу. Метод «Квадро» помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.
Цель: выяснение и обсуждение мнений в группе (получение обратной связи) относительно высказанных преподавателем или кем-то из обучающихся тезисов и суждений.
Данный вид дискуссии может быть использован как метод активизации слушателей на лекции. Проведение
1. На плакате или доске записывается тезис, например: «Вос
питать конкурентоспособного рабочего может только тот мастер
(преподаватель), который сам успешен на рынке труда».
2. Все участники одновременно показывают цифру на карточке
«квадро», отражающую их мнение по этому тезису:
затрудняюсь) |
1 — согласен
2 — согласен, но...
3 — не согласен, но... (вариант
4 — не согласен
3. Преподаватель констатирует представленный характер мнений.
Если цифры значительно отличаются, то необходимо обсуждение. Сначала высказывают свои аргументы те участники, которые согласны с выдвинутым тезисом (показали цифру 1), их дополнят участники, показавшие мнение 2 («согласен, но...»), и т.д.
Варианты
1. При большом количестве участников проработка тезисов
происходит сразу в группах по 5 — 6 человек. На карточке демон
стрируется мнение всей группы. Спорные вопросы выносятся на
общую дискуссию.
2. Участники получают тезисы, напечатанные на листе бумаги
(до 15 тезисов). Сначала работа с тезисами осуществляется инди
видуально. Затем все садятся в круг. Зачитывается одно высказыва
ние. Все участники обозначают свою позицию, и начинается дис
куссия.
3. После того как все уже подняли карточки, участники по оче
реди сообщают свое мнение: по первому вопросу — соседу слева,
по второму — соседу справа. Таким образом происходит обмен
различными или сходными мнениями.
4. Вариантом «Квадро» выступает техника «Светофор».
Каждый участник получает карточки. Преподаватель зачитывает тезисы по одному. Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку; несогласные — красную; сомневающиеся и воздерживающиеся от решения — желтую.
Примечания:
- этот метод позволяет узнать мнения всех участников: никто
не остается только зрителем;
- у многих участников уже вскоре после начала игры возникает
живой интерес, обусловленный желанием узнать причины рас
хождения во взглядах и обосновать свое мнение;
- желательно подготавливать такие тезисы, к которым у чле
нов группы предположительно несходное отношение. Если мне-
ние всех участников по какому-то вопросу в основном совпадает, то интерес к игре быстро остывает;
- всякий раз необходимо предоставлять участникам несколько
минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения,
участников просят обосновать их положительную или отрицатель
ную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следу
ющему тезису;
- этот метод не применяется, если по условиям времени нет
возможности провести дискуссию. Простое поднятие карточек
малорезультативно.
«Приоритеты* [56]
Цель: сопоставление и согласование позиций по обсуждаемым вопросам, формирование представлений о многообразии аспектов видения одной и той же темы.
Проведение
1. Каждый участник получает листок с тезисами по определенной теме. Преподаватель дает первое задание: участники должны расположить тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов. Для этого высказывания оцениваются по десятибалльной шкале. На выполнение задания отводится 10 мин. Участники разбиваются на группы по 4—5 человек в каждой. В группах они разрабатывают единую систему приоритетов. Если группа не приходит к единому мнению относительно какого-то тезиса, то этот тезис отмечается особо, доводы «за» и «против» также фиксируются для позднейшего обсуждения данного случая на общем собрании.
2. Все участники собираются для совместной дискуссии. Малые группы докладывают о своих результатах и спорных случаях.
Если участниками должно быть принято общее решение (например, требуется определить, какая методическая проблема является наиболее актуальной для учебного заведения), то теперь, как и ранее в малых группах, все должны прийти к соглашению о приоритетах.
Варианты
1. Вместо тезисов, напечатанных на одном листке, каждая ма
лая группа получает несколько карточек, на которых напечатаны
отдельные тезисы. При этом обсуждение станет более оживлен
ным, а фаза индивидуальной работы будет отсутствовать.
2. Участники получают не готовые тезисы, а чистые листки,
складывают их пополам вдоль и разделяют на 10 граф. По каждому
вопросу участник записывает в графах на левой половине листа 10
важнейших, по его мнению, аспектов (например, какими профес
сиональными компетенциями должен владеть выпускник профес
сионального училища). Лишь после этого дается новое задание:
распределить эти аспекты в соответствии с их значимостью (обо-
значить приоритеты). С этой целью на правой стороне листа выставляются оценки по десятибалльной системе. Важно, что суть состоит не в выработке единого мнения группы, а в том, чтобы получить представление о многообразии аспектов темы: заполненные листки кладутся затем на стол, к которому все участники подходят и изучают результаты.
3. Вместо баллов, проставляемых на листках, можно использовать цветные фишки (или мелкие предметы), которые участники получают заранее. Возле каждого аспекта на плакате можно положить разное количество фишек. Оценка значимости того или иного аспекта темы становится очень наглядной благодаря зрительному восприятию фишек.
Письменная дискуссия (обсуждение темы с визуализацией)
Цель: выявление и фиксация мнений участников относительно определенной темы с последующим коллективным обсуждением.
Проведение
На разных столах лежат подготовленные плакаты с начатыми фразами либо с высказываниями, побуждающими к дискуссии.
Например: «Личностно ориентированное обучение в системе профессионального образования в полном объеме невозможно, поскольку существует очень жесткий профессиональный стандарт», «Подготовить конкурентоспособного рабочего может только мастер (преподаватель), сам успешный на рынке труда» и др. На столах также лежат маркеры. Участники обходят столы и записывают свои мнения, возражения, согласие, вопросы. Затем все плакаты вывешиваются для ознакомления. Выбираются злободневные вопросы, формулируются предложения-стимулы, которые могут побудить слушателей к дискуссии.
«Круги» [56]
Цель: актуализация и обмен опытом (профессиональным, социальным и др.) и знаниями по заданной теме. Проведение
1. Участники разбиваются на пары. Пары садятся или встают в
круг лицом друг к другу; все вместе образуют два круга — внеш
ний и внутренний.
2. Пары ведут диалог на заданную преподавателем тему. По зна
ку преподавателя диалоги завершаются, и партнеры прощаются
Друг с другом.
3. Каждый из партнеров переходит на место своего левого сосе-
да: теперь состав пар изменяется, и новые пары начинают обсуж
дать новую объявленную педагогом тему.
4. Переходы происходят при каждой смене темы или вопроса.
В целом каждый участник беседует не более чем с шестью партне
рами, иначе интерес начинает пропадать.
Варианты
1. После объявления темы участники записывают результаты
своих диалогов на карточках, которые потом используют во вре
мя общего обсуждения.
2. Работа начинается с обсуждения тем относительно общего
характера, для которых достаточно недолгого обмена мнениями.
Затем вопросы становятся все более конкретными или личными,
время обсуждения соответственно увеличивается.
3. После обсуждения последней темы пары объединяются в груп
пы из четырех человек и работают над темой дальше, получив от
преподавателя четко сформулированное задание.
Примечания:
- в то время как в группе дискуссию обычно ведут лишь не
сколько участников, при использовании этого метода в беседе
активно участвуют все;
- данный метод особенно хорош для обсуждения тем, по кото
рым у участников имеются знания или опыт: именно это и долж
но быть активизировано для дальнейшей работы;
- диалоги должны быть достаточно продолжительными, чтобы
могли высказаться оба собеседника (не менее 5 мин), но не слиш
ком затянутыми, чтобы не исчез положительный импульс, воз
никающий в начале разговора (не более 15 мин);
- преподаватель должен четко разъяснить, что этот тренинг не
ставит целью исчерпывающего обсуждения тем, а должен лишь
помочь участникам понять тему или сосредоточиться на ее глав
ном содержании.
«На линии огня»
Цель: активизация противоречий и оживление затянувшихся дискуссий, тренинг умения аргументировать свое мнение и понимать противоположную позицию.
Проведение
1. Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу
так, что каждый имеет непосредственного противника. Одна
партия отвечает за аргументы «за», другая — за аргументы «про
тив».
2. Все пары одновременно начинают дискуссию по предлагае
мому преподавателем положению. Один называет только доводы в
пользу, другой — против этого положения. Каждый старается убе
дить противника в своей правоте.
3. Через 3 — 4 мин они меняются местами и меняют аргумента
цию на противоположную: теперь участники должны научиться
использовать аргументы противной стороны. Еще через 2 — 4 мин
спор прекращается.
4. На общее обсуждение выносятся следующие вопросы: «Ка
кие аргументы были использованы?», «Произошло ли сближе-
ние?», «Удалось ли кого-то убедить?», «Какими аргументами?», «Чью сторону было легче отстаивать?» Варианты
1. Положения, выносимые на обсуждение, высказываются участ
никами самостоятельно.
2. Группам предоставляется 20 — 30 мин времени на подготовку
с использованием информационных материалов. Одна группа раз
рабатывает доводы «за», другая — «против». Затем группы стано
вятся в две шеренги друг против друга.
Первый участник стороны, выступающей «за», в течение одной минуты излагает один или два своих аргумента. После этого его останавливают и предоставляют возможность первому участнику от противной стороны привести один или два довода «против». Так, при строгом соблюдении временных рамок ведется спор. В заключение проводится общая открытая дискуссия.
Примечания:
- все активно участвуют в дискуссии;
- все говорят одновременно, поэтому говорящего слышит толь
ко его противник. В таких условиях многим участникам легче выс
казаться;
- эта игра проходит шумно и весело;
- некоторые участники приходят в замешательство, когда им
предлагают отстаивать положения и приводить доводы, которые
они не разделяют и не считают своими;
- этот вид дискуссии особенно хорош для участников, кото
рым в их профессиональной деятельности (образование, торгов
ля, политика) часто приходится кого-то убеждать.
«Идейная карусель»
Цель: организация последовательного обсуждения предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения; актуализация знаний и выявление имеющегося опыта.
Материалы: листы бумаги.
Проведение
1. Каждому члену микрогрупп (по 4 — 5 человек) раздается чи
стый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без сло
весного обмена мнениями все участники записывают на своих ли
стках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
2. Листки с записями в режиме дефицита времени передают
ся по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При
получении листка с записями каждый участник должен сделать
Новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается,
Когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не
анализируются, не оцениваются и не отбираются (в этом про
является некоторое сходство данной методики с «мозговым
Штурмом»).
3. В микрогрутшах происходит обсуждение сформулированных
участниками ответов, предложений и выделение в итоговый спи
сок наиболее важных, актуальных из них.
4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруп
пы предлагают по очереди свои формулировки из итогового спис
ка. Если формулировка не встречает возражений других групп,
она включается в окончательный общий список.
Вариант
Группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемным заданием и дается время на обсуждение. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на выданном листе с вопросом. Затем каждый лист с вопросом и написанным решением передается по часовой стрелке следующей группе, которая после обсуждения также фиксирует свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов и сколько создано микрогрупп.
По окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и согласование записанных на нем точек зрения или решений. После этого группы озвучивают результат своей работы. Подводятся итоги, анализируется работа групп совместно с преподавателем.
Примечание:
- данное интерактивное взаимодействие порождает синергети-ческий эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную мысль.
Ролевая дискуссия
Данная форма проведения дискуссий построена на обсуждении вопроса в соответствии с определенной ролью, которая обозначена заранее.
Обязательное условие успешной ролевой дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.
Цель этого вида дискуссии — определение ролевых позиций, их слабых и сильных сторон, а также выявление значимости той или иной роли в определенной ситуации.
Проведение
1. Задается тема дискуссии (выбирается либо преподавателем в
целях прояснения какого-либо вопроса, поведения, позиций слу
шателей в данной ситуации, либо самими слушателями, что рас
крывает их интересы).
2. Распределяются роли с описанием их характеристик (на кар
точках или устно). Можно дать участнику не свойственную ему
роль, чтобы он осознал свои слабые и сильные стороны. Дается
время на подготовку.
3. В течение 10—15 мин идет дискуссия. Остальные члены груп
пы наблюдают: они должны угадать, кто какую роль исполнял, и
объяснить, что указывало именно на эту роль.
4. Может быть проведен второй раунд дискуссии со сменой ро
лей либо с другими участниками. Смена ролей заставляет одного
научиться слушать и видеть окружающих, а другого — раскрыться
по-новому, вопреки своему привычному имиджу.
Описание ролей
«Организатор» — обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает участников высказаться, стремится к тому, чтобы высказались все, задает уточняющие вопросы. Заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.
«Соглашатель» — выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания говорящих. Для него главное — это не поиск наилучшего решения, а мирные, бесконфликтные взаимоотношения участников дискуссии.
«Оригинал» — как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с сущностью обсуждаемых вопросов не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В споре участвует мало.
«Заводила» — с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не желает кого-либо слушать, если мнение другого не совпадает с его идеями. Эмоционален, напорист, эмоции хотя и через край, но в основном положительные.
«Спорщик» — встречает в штыки каждое предложение, любое высказывание и защищает противоположные точки зрения.
Задания для наблюдателей:
- наблюдать за конкретным человеком;
- фиксировать удачные моменты дискуссии;
- проследить логику дискуссии;
- определить, что помогало и что мешало вести дискуссию.
Варианты ролей (поЛ.Д.Столяренко) [84, с. 113—114]
«Инициатор» — захватывает инициативу с самого начала, от
стаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционально
го напора.
«Молчун» — всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.
«Деструктор» — все время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться и т.д.).
Примечание:
- при организации обсуждения необходимо уделять внимание выработке навыков общения и сотрудничества. В процессе дискус-
сии происходит столкновение различных точек зрения. Одно из самых трудновыполнимых для учащихся правил поведения заключается в том, что следует различать личность обучающегося и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Так, «инициатор» может высказывать любые, даже самые фантастические идеи, при этом остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность выдвигаемых положений. Другой случай: роль «контролера» закономерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструктивную. При этом и сам критик, и его оппонент должны чувствовать границы диалога и не переносить конфликтную ситуацию за рамки учебной задачи в межличностный план.
«Мыслительные шапки» [63]
Эта методика является разновидностью ролевой дискуссии, только вместо исполнения ролей предлагается участвовать в дискуссии в соответствии с определенной мыслительной стратегией.
Цель: отработка умений видеть и принимать разные мыслительные стратегии и подходы к решению проблемы.
Материалы: шапки или эмблемы из цветной бумаги, плакаты, бумага для записей, мел для очерчивания внутреннего и внешнего кругов.
Проведение
Пять шапок разных цветов символизируют пять различных подходов к анализу проблемы, поиску решений и аргументации:
белый — призывает «нейтральные» факты, цифры и информацию, аргументирует «весом фактов»;
красный — выражает эмоции и чувства, наполнен интуицией и догадками (позитивными и негативными);
черный — несет трудности, невозможность решения, негативные оценки, т. е. выполняет роль «адвоката дьявола»;
голубой — означает холодную удаленность, контроль над собой и над другими «шапками» (держит внутренний стержень дискуссии);
желтый — характеризуется оптимизмом, радостью жизни, ожиданием будущего; позитивен и конструктивен.
Вместо шапок из бумаги можно использовать эмблемы (бумажные кружки) того же цвета.
Пятеро участников выбирают себе шапки, надевают их и тем самым обозначают свою позицию в разговоре. После небольшой подготовки они проводят первый раунд дискуссии. Через 10 мин участники меняются шапками и, соответственно, линией аргументации (два раза по кругу). Остальные слушатели наблюдают за дискуссией из внешнего круга. Для них возможны следующие задания: язык тела, качество аргументации, воздействие смены шапок на отдельных спорщиков. По окончании слово имеют непосредственные участники, а затем наблюдатели.
Эта методика может иллюстрировать смену перспектив и множественность точек зрения и способов мышления. Варианты
1. Пары или маленькие группы выбирают один цвет, потом
совместно готовят дискуссию, выбирают спорщиков, которые
сменяются через каждые 10 мин. Возможна смешанная форма: два
участника и один постоянный наблюдатель.
2. Носитель голубой шапки имеет компетенцию «ведущего дис
куссии» внутри раунда. Он регулирует время смены шапок в зави
симости от течения и интенсивности дискуссии.
Примечание:
- значение цветовой символики следует сделать зримым и ясно записать. Можно вывесить плакаты, например, на белом плакате написать «факты, цифры, информация» и т.д.
«Позиции»
Цель: осуществление невербального обмена мнениями. Проведение
1. Участники стоят в центре аудитории. Преподаватель объясняет,
что один угол помещения отводится для положительных ответов, а
противоположный ему — для отрицательных. Необходимо выра
зить свое отношение к высказанным преподавателем суждениям,
заняв позиции на диагонали, проходящей из угла «+» в угол «-».
2. После высказанного преподавателем тезиса, например: «Раз
витие личности учащегося важнее его профессиональной подго
товки», участникам дается немного времени, чтобы каждый из
них мог занять соответствующий угол и сравнить свою позицию
с позициями других участников.
3. Участникам, занимающим крайние позиции, задается воп
рос, чем они могут обосновать свое положительное или отрица
тельное отношение к данному тезису. Объяснения выслушивают
ся группой и преподавателем без комментариев и обсуждения. Затем
преподаватель высказывает следующее положение и т.д.
Варианты
1. Можно попросить обосновать свою позицию не только тех,
кто занял крайние, полярные точки, но и других участников. При
этом возникает общая дискуссия. Только обсудив все важнейшие
моменты, можно переходить к следующему тезису.
2. Если кто-то обнаружит, что его убедили аргументы предста
вителей противоположной стороны, он может оставить свою по
зицию и «переметнуться» или приблизиться к ним.
3. Вместо устного предъявления тезисов используется показ
слайдов. Вопрос задается так: «Соответствует ли изображение на
слайде нашей теме? Связываю ли я его с темой? Отвечает ли оно
моему представлению о теме?» Это дает возможность для эмоцио
нального и ассоциативного освоения темы.
Примечания:
- эта форма дискуссии не обеспечивает полноты обсуждения;
главная ее задача — выслушивание различных мнений и принятие
их как данности. В данном случае важно увидеть все разнообразие
позиций, а не добиться согласия участников. При выполнении
этого упражнения невозможна ситуация, когда у кого-то отсут
ствует собственное мнение. Каждый участник занимает на линии
ту или иную позицию;
- при использовании данного метода может возникнуть нечто
вроде давления со стороны группы, если кто-то из участников не
хочет отходить далеко от остальных, т. е. присоединяется к обще
му мнению. Чтобы избежать этого, следует до начала упражнения
подготовить такие тезисы, которые могут быть четко отвергнуты
или приняты участниками на основе их личного отношения (на
пример: «Я уже был однажды преподавателем на семинаре»). Так
каждый опробует ситуацию, когда он противопоставляет себя
другим.
«Мозговой штурм»
Метод, получивший название «Brainstorming» — мозговой штурм (мозговая атака), предложил А. Осборн в конце 1930-х годов в США. Этот метод является наиболее свободной формой дискуссии, хорошим способом быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Он используется для коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов, где предполагаются генерация в группе разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Метод «мозгового штурма» относят одновременно к группе проблемных и коммуникативных методов.
Успех проведения «мозгового штурма» зависит от соблюдения двух главных принципов.
Первый из них лежит в области теории синергетики (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество). При совместной работе рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной деятельности тех же самых людей. Это происходит за счет интерактивного эффекта. Большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опылению»: идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к применению.
Второй принцип состоит в том, что если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.
«Мозговой штурм» включает три этапа: подготовительный, этап генерирования идей, этап анализа и оценки идей. Продолжительность «мозгового штурма», как правило, не менее 1,5-2 ч.
Подготовительный этап
1. Решение организационных вопросов: подготовка помещения,
техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение
ролей, макет или эскиз объекта, который требуется улучшить,
средства тонизирования (чай, кофе, минеральная вода) и релак
сации (негромкая фоновая музыка).
2. Постановка цели и задач ведущим. Задание для участников
обычно начинается со слов: «Почему? Зачем? Как решить? Что
можно сделать?», т. е. от участников требуется найти решение или
ответ на вопрос.
3. Представление участников и ознакомление их с правилами,
процедурой «мозгового штурма» и его регламентом. Правила мож
но выписать и повесить на видное место.