Теория типов личности Г. Айзенка
«Теория типов личности» Ганса Юргена Айзенка (1916-1997) также основывается на факторном анализе. С самого начала своей научной деятельности Г. Айзенк был убежден, что большинство теорий личности одновременно и слишком сложны, и слишком вольно сформулированы. Испытав влияние теоретических представлений европейских типологов, таких как К. Юнг и Э. Кречмер, он в ранних работах старался определить первичные измерения личности.
Г. Айзенк соглашался с Р. Кеттелом в том, что целью психологии личности является предсказание поведения. Однако Г. Айзенк использовал факторный анализ несколько иначе, чем Р. Кеттел. Основной чертой подхода Г. Айзенка следует считать использование факторного анализа в рамках обозначения теоретической системы координат. В отличие от Р. Кеттела, он был убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более двух-трех суперчерт (которые он называет типами). В серии исследований нормальных и невротических субъектов он обнаружил посредством техники факторного анализа два фундаментальных измерения личности: нейротизм/стабильность и экстраверсию/интроверсию.
Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большинство людей не подпадает под крайние категории (например, абсолютный экстраверт либо абсолютный интроверт). Слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому понятие «экстраверсия» представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия, или нейротизм, - это не дискретный количественный показатель, а некий континуум Г. Айзенк рассматривает личность как иерархическую организацию. На самом верхнем уровне выделяются суперчерты, или типы, такие, например, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. На следующем уровне - черты (исходные черты поР. Кеттеллу относятся к этому уровню). Ниже - уровень привычных реакций, внизу иерархии - специфические реакции или реально наблюдаемое поведение (рис. 2).
Каждая из суперчерт построена из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.
На уровне типов Г. Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм/стабильность, экстраверсия/интровер-сия и психотизм - сила «СуперЭго». Наиболее обширная эмпирическая работа проделана с первыми двумя факторами. Эти два измерения личности ортогональны, то есть статистически не зависят друг от друга.
Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа (табл. 1). Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно.
Таблица 1 Типы личности
Стабильный | Невротичный | |
Интроверт | Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный | Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий |
Экстраверт | Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный | Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, активный, импульсивный, оптимистичный |
При рассмотрении этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов - и поэтому получают не столь экстремальные характеристики.
В своей теории Г. Айзенк гораздо большее значение, в отличие от Р. Кеттела, придавал генетическим факторам в развитии личности. Он был убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. В глубине его теории лежит допущение о том, что люди различаются - на основе наследственности — по реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соответственно соотносятся с личностными измерениями нейротизма (невротичности) и экстраверсии/интроверсии.
Индивидуальные различия по стабильности-нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности Г. Айзенк связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Нейротичный индивид склонен при соответствующих условиях, к возникновению невротических нарушений.
Интроверсия/экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации. Г. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстремума (например, состояние паники). Интроверты легко формируют условные реакции, а у экстравертов это происходит с определенными трудностями. Он полагал, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции - по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, многие психологи полагают, что, возможно, в этом вопросе Г. Айзенк прав.
Г. Айзенк постоянно подчеркивал роль нейрофизиологических и генетических факторов в объяснении индивидуальных поведенческих различий. Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Г. Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Однако он добавляет, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетической предрасположенности.
Г. Айзенк был убежден в том, что, хотя индивиды и могут различаться по тому, насколько они конституционально предрасположены к развитию невротических состояний, в целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги. В связи с этим Г. Айзенк высказал мнение об эффективности поведенческих методов психотерапии, называемых поведенческими терапиями. Предложенные им методы основаны на прямом приложении к проблемам невротиков принципов научения. Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Г. Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.
Хотя большая часть работы Г. Айзенка посвящена психологии личности в клинической сфере, следует также отметить его вклад в области криминологии, образования, психопатологии и изменения поведения. Он также провел исследования, относящиеся к таким темам, как юмор, аттитюды, эстетика и интеллект.
Отличительной особенностью диспозиционального направления в психологии личности является то, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, подчеркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам. Наряду с этим теории личности, основанные на факторном анализе, отражают также современный интерес психологии к количественным методам и, в свою очередь, находят отражение в огромном количестве специально организованных исследований личности. В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, внесли несомненный вклад в область теоретической и прикладной психодиагностики личности.