Теория типов личности Г. Айзенка

«Теория типов личности» Ганса Юргена Айзенка (1916-1997) также основывается на факторном анализе. С самого начала своей научной деятельности Г. Айзенк был убежден, что большинство теорий личности одновременно и слишком сложны, и слишком вольно сформулированы. Испытав влияние те­оретических представлений европейских типологов, таких как К. Юнг и Э. Кречмер, он в ранних работах старался определить первичные измерения личности.

Г. Айзенк соглашался с Р. Кеттелом в том, что целью пси­хологии личности является предсказание поведения. Однако Г. Айзенк использовал факторный анализ несколько иначе, чем Р. Кеттел. Основной чертой подхода Г. Айзенка следует считать использование факторного анализа в рамках обозначения теоре­тической системы координат. В отличие от Р. Кеттела, он был убежден, что для объяснения большей части поведенческих про­явлений человека необходимо не более двух-трех суперчерт (ко­торые он называет типами). В серии исследований нормальных и невротических субъектов он обнаружил посредством техники факторного анализа два фундаментальных измерения личности: нейротизм/стабильность и экстраверсию/интроверсию.

Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. Типы представляют со­бой континуумы, на которых между двумя экстремумами распо­лагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большин­ство людей не подпадает под крайние категории (например, абсолютный экстраверт либо абсолютный интроверт). Слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому понятие «экстраверсия» представля­ет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри кото­рого находятся люди, в соответствии с выраженностью данно­го качества. Таким образом, экстраверсия, или нейротизм, - это не дискретный количественный по­казатель, а некий континуум Г. Айзенк рассматривает лич­ность как иерархическую организа­цию. На самом верхнем уровне вы­деляются суперчерты, или типы, такие, например, как экстраверсия, которые оказывают мощное влия­ние на поведение. На следующем уровне - черты (исходные черты поР. Кеттеллу относятся к этому уровню). Ниже - уровень привыч­ных реакций, внизу иерархии - специфические реакции или ре­ально наблюдаемое поведение (рис. 2).

Каждая из суперчерт построена из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более по­верхностные отражения основополагающего типа, либо специфи­ческие качества, присущие этому типу. Черты состоят из много­численных привычных реакций, которые, в свою очередь, форми­руются из множества специфических реакций.

На уровне типов Г. Айзенк анализирует личность по трем на­правлениям: нейротизм/стабильность, экстраверсия/интровер-сия и психотизм - сила «СуперЭго». Наиболее обширная эмпи­рическая работа проделана с первыми двумя факторами. Эти два измерения личности ортогональны, то есть статистически не за­висят друг от друга.

Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию вы­сокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с вы­сокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа (табл. 1). Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступ­ки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно.

Таблица 1 Типы личности

  Стабильный Невротичный
Интроверт Спокойный, уравнове­шенный, надежный, кон­тролируемый, миролюби­вый, внимательный, за­ботливый, пассивный Легко поддающийся переме­нам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий
Экстраверт Лидер, беззаботный, ве­селый, покладистый, от­зывчивый, разговорчи­вый, дружелюбный Ранимый, беспокойный, агрес­сивный, возбудимый, непосто­янный, активный, импульсив­ный, оптимистичный

При рассмотрении этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормаль­ное распределение, являются непрерывными и предусматрива­ют, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представля­ют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть бли­же к средней точке - в обоих диапазонах типов - и поэтому полу­чают не столь экстремальные характеристики.

В своей теории Г. Айзенк гораздо большее значение, в отличие от Р. Кеттела, придавал генетическим факторам в развитии лично­сти. Он был убежден в том, что черты личности и типы определя­ются прежде всего наследственностью. В глубине его теории лежит допущение о том, что люди различаются - на основе наследствен­ности — по реактивности автономной нервной системы, скоро­сти и прочности условных реакций. Эти индивидуальные разли­чия соответственно соотносятся с личностными измерениями нейротизма (невротичности) и экстраверсии/интроверсии.

Индивидуальные различия по стабильности-нейротизму отража­ют силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В осо­бенности Г. Айзенк связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведе­ние. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на бо­лезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные сти­мулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обна­руживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Нейротичный индивид склонен при соответствую­щих условиях, к возникновению невротических нарушений.

Интроверсия/экстраверсия тесно связана с уровнями корко­вой активации. Г. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстрему­ма (например, состояние паники). Интроверты легко формиру­ют условные реакции, а у экстравертов это происходит с опреде­ленными трудностями. Он полагал, что интроверты чрезвычай­но возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствитель­ны к поступающей стимуляции - по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствитель­ны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоян­но выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Несмо­тря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздей­ствие генетики на поведение, многие психологи полагают, что, возможно, в этом вопросе Г. Айзенк прав.

Г. Айзенк постоянно подчеркивал роль нейрофизиологиче­ских и генетических факторов в объяснении индивидуальных по­веденческих различий. Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Г. Айзенком, тес­но связана с его теорией психопатологии. В частности, различ­ные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функциониро­вания нервной системы. Однако он добавляет, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетиче­ской предрасположенности.

Г. Айзенк был убежден в том, что, хотя индивиды и могут раз­личаться по тому, насколько они конституционально предраспо­ложены к развитию невротических состояний, в целом невротиче­ское поведение является результатом научения, в основе которо­го лежат реакции страха и тревоги. В связи с этим Г. Айзенк высказал мнение об эффективности поведенческих методов психоте­рапии, называемых поведенческими терапиями. Предложенные им методы основаны на прямом приложении к проблемам невро­тиков принципов научения. Считая, что несовершенство психиа­трии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагно­стикой, Г. Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

Хотя большая часть работы Г. Айзенка посвящена психологии личности в клинической сфере, следует также отметить его вклад в области криминологии, образования, психопатологии и изме­нения поведения. Он также провел исследования, относящиеся к таким темам, как юмор, аттитюды, эстетика и интеллект.

Отличительной особенностью диспозиционального направле­ния в психологии личности является то, что люди обладают не­кими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, под­черкивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по сво­им характерологическим признакам. Наряду с этим теории лич­ности, основанные на факторном анализе, отражают также совре­менный интерес психологии к количественным методам и, в свою очередь, находят отражение в огромном количестве специально организованных исследований личности. В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, внесли несомненный вклад в область теоретической и прикладной пси­ходиагностики личности.

Наши рекомендации