Первичное изучение детей, поступивших в первый класс
Цели, задачи содержания учебного процесса, методы и средства обучения в подготовительном периоде.
Коррекция психических процессов с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей с ОНР.
Дети, поступающие в первый класс, различаются по возрастным и типологическим особенностям, по уровню дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению. В специальную (коррекционную) речевую школу приходят дети, дефекты речи которых корригировались уже в дошкольном возрасте. Часть из них посещала логопедическую группу в детском саду, некоторые приходят из дома.
Попадая в специальную коррекционную школу, одни из них обнаруживают некоторые учебные навыки, другие совершенно ими не владеют, но всех их объединяет неподготовленность к усвоению знаний.
В основном дети с ОНР хотят учиться. Отдельные первоклассники частично могут соблюдать режим школы, умеют вести себя на уроке, но у всех обнаруживается недостаточность познавательной деятельности, от которой зависит качество усваиваемых знаний: у них снижена функциональность процессов восприятия и представления, памяти, мышления и т. д. Большие познавательные возможности способствуют успешной коррекции и компенсации имеющихся затруднений. Нарушения процессов мышления усугубляют проявление того или иного дефекта речи.
Все это обусловливает необходимость проведения занятий, подготавливающих детей к обучению грамоте, а в дальнейшем — к совершенствованию навыков чтения и письма, овладению элементарной грамматикой, связной устной и письменной речью.
В то же время не у всех детей с ОНР разные компоненты психофизического и речевого развития нарушены в равной степени: у одних это грубые недостатки фонематического слуха, малая дифференцированность слуховых восприятий, у других — неправильное произношение, связанное с дефектами речевого аппарата, у третьих — нарушение моторики или зрительного и пространственного восприятия и представления. Проявляются эти отклонения в трудностях овладения чтением и письмом, в появлении специфических ошибок.
Учителю - логопеду нужно знать затруднения ребенка в обучении, имеющиеся у него нарушения речи и их причины, чтобы специальными коррекционными приемами в какой-то степени облегчить ему процесс усвоения учебного материала. С этой целью в пропедевтический период начинается изучение первоклассников, которое продолжается и в дальнейшем, во время формирования программных знаний и навыков. Так, работа над произносительной стороной речи позволит выделить, например, не только детей с грубыми дефектами произношения, направляемых к логопеду, но и таких, нарушения у которых, на первый взгляд не очень заметные, затем могут привести к многочисленным специфическим ошибкам в письме.
В процессе развития зрительного и пространственного восприятия и представления могут быть выявлены такие затруднения, которые будут преодолимы в ходе обучения письму. Таким образом, раннее и целенаправленное изучение детей в пропедевтический период позволит выделить среди них типологические группы и наметить некоторые коррекционные мероприятия, что будет способствовать более успешному продвижению первоклассников в процессе индивидуального и фронтального обучения.
Задачи пропедевтического периода.
Поэтому в пропедевтический период решаются
следующие основные задачи:
1) первичное изучение детей, поступивших в первый класс, (выявление общего и речевого развития детей, уровня сформированности познавательных процессов, возможности и способности овладения учебными знаниями и навыками);
2) развитие интереса к обучению;
3) воспитание навыков речевого общения;
4) развитие фонематического слуха;
5) отработка произносительной стороны речи;
6) формирование зрительного и пространственного восприятия и представления;
7) коррекция моторики руки, подготовка к обучению письму.
Первичное изучение детей, поступивших в первый класс.
Не у всех детей с ОНР разные компоненты психофизического развития нарушены в равной степени: у одних это грубые недостатки фонематического слуха, малая дифференцированность слуховых восприятий, у других – неправильное произношение, связанное с дефектами речевого аппарата, у третьих – нарушение моторики или зрительного и пространственного восприятия и представления. В связи с этим, учителю - логопеду необходимо знать имеющиеся нарушения, уметь подобрать специальные коррекционные методы и приемы для их устранения или ослабления, т.е. использовать дифференцированный подход в обучении.
Прежде чем изучать детей, учитель -логопед должен познакомиться с документацией, с данными психолого медико-педагогической комиссии, чтобы выяснить умение ребенка ориентироваться в окружающей действительности, некоторые особенности его познавательной и речевой деятельности. Изучаются такие качества, как целенаправленность, устойчивость, сознательность, продуктивность, качество речи и уровень учебных знаний и навыков. Изучение медицинских документов покажет состояние слуха, зрения, особенности моторики, наличие соматических заболеваний. Все это дает основание с первых дней прихода ребенка в школу найти правильный к нему подход.
На добукварные занятия в специальной коррекционной школе V вида, в логопедической группе отводится один год. В течение первых недель учебного года учитель выясняет, что ребенок знает о своей семье, ее составе, родственных отношениях, может ли назвать свое имя, фамилию, отчество, имя и фамилию своих родителей, сестер, братьев, бабушек, дедушек. В этот период устанавливается, какие сведения дети имеют о растениях, животных, временах года. Умение называть одним словом группу родственных предметов и перечислять предметы, входящие в ту или иную группу покажет уровень простейших обобщений. Эти занятия проводятся на уроках развития речи.