Самопознание в структуре самосознания
В отечественной психологии XX в. утвердилась традиция рассмотрения самопознания в структуре самосознания человека.
Исследователи сходятся во мнении, что самосознание представляет собой очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. Хотя существуют разные точки зрения ученых относительно компонентов, входящих в структуру самосознания, самопознание всегда в ней представлено. Так, Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет в структуре самосознания два компонента: образ себя и отношение к себе. Из них выводятся главные функции самосознания: познание себя, усовершенствования себя, поиск смысла жизни. В.С. Мерлин включает в структуру самосознания четыре компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного «Я», осознание своих психических свойств и систему социально-нравственных самооценок. Л.Д. Олейник говорит о шести «моментах» структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль и саморегуляция. С.Л. Рубинштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой».
Наиболее развернуто раскрыто представление о самопознании в структуре самосознания в работах И.И. Чесноковой. Самосознание определяется как особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Самосознание рассматривается в единстве трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания необходимо сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов.
Рассмотрим подробнее представление о самопознании. Самопознание определяется как процесс, посредством которого человек получает знание о себе. Важно понять, как развивается это знание, как из отдельных единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. Соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает человеку возможность определить свое место в системе общественных отношений. В этом проявляется принцип опосредствованного познания человеком самого себя: впроцессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активно действующим лицом, познает мир, а вместе с тем и себя.
Самопознание как и всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей – относительного и абсолютного. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека.
Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным же условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему Я, совершенствовать знания о себе, прежде всего, с целью более дифференцированного регулирования поведения. Тот факт, что познание человеком себя на протяжении его жизни является постоянно совершенствующимся процессом, подчеркивает, с одной стороны, огромные психологические ресурсы человека как личности, а с другой – неисчерпаемые возможности самого процесса самопознания, как его содержательной, так и функциональной стороны. Причем в разные периоды развития человека психологическая насыщенность самопознания может быть различной: иногда многие годы дают небольшой эффект самопознания и, напротив, в «уплотненные» временные промежутки при соответствующих условиях человек поднимается на высокий уровень самопознания.
Самопознание – сложный, многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно и в самой общей форме его можно разделить на два основных уровня. Сначала самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми, т.е. при таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими. Основными внутренними приемами такого самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение. Однако на стадии более или менее зрелого самопознания включается и самоанализ.
На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Эти образы богаты непосредственным, чувственным содержанием. На данном уровне формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем Я, но еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о своей сущности. Рассматриваемый уровень самопознания выступает в качестве основного и единственного на ранних онтогенетических ступенях развития человека приблизительно до подросткового возраста, когда в развитии самопознания наступает важнейший сдвиг, связанный с появлением более сложного уровня самопознания. В дальнейшем на протяжении всей жизни человека первоначальный уровень продолжает существовать наряду с поздним, и в реальном процессе самопознания их действия теснейшим образом переплетены и взаимосвязаны, актуализация одного уровня сменяется актуализацией другого.
Для второго уровня самопознания специфично то, что отнесение знаний о себе происходит не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание, которые, однако, необходимо опираются на самовосприятие и самонаблюдение. Анализируя свое поведение, человек пытается соотнести его с той мотивацией, которую оно реализует и которая его детерминирует. Выделенные мотивы оцениваются человеком с точки зрения понимания требований общества к нему и собственных требований к себе. В результате соотнесения форм поведения с определенной мотивацией, анализа их и оценки происходит также и осознание себя как субъекта, которому принадлежат выделенные и проанализированные свойства и состоянии осознание себя как некоего образования определенной целостности, единства внешнего и внутреннего бытия.
Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Обобщенный образ своего Я, возникший из отдельных единичных, ситуативных образов, одержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе. Сформировавшееся на втором уровне самопознания понятие о себе не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ему присуще постоянное внутреннее движение. Его зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Понятие о себе, о своей истинной сущности и ценности существует у человека и в виде статично-констатирующего феномена; оно в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию его введения, даже в трудных жизненных условиях.
Деление процесса самопознания на два уровня (табл. 1), естественно, является чисто условным, так же как и выделение ведущих внутренних приемов, специфичных для каждого его уровня. Такая теоретическая градация самопознания на уровни даст возможность увидеть интегральную направленность самопознания, которая выражается как во все более обобщенном характере знаний, получаемых в результате самопознания, их движения от внешних характеристик к формированию понятий о своей сущности, так и в совершенствовании, усложнении приемов самопознания, свертывании более простых его видов.
Таблица 1
Характеристика процесса самопознания в структуре самосознания
(по И.И. Чесноковой)
Уровни самопоз-нания | Представленность в онтогенезе | Контекст проявления самопознания | Приемы самопознания | Результат самопознания |
Первый уровень | Детский возраст | «Я – другой человек» | Самовосприятие Самонаблюдение | Единичные ситуативные образы самого себя и своего поведения, которые богаты непосредственным, чувственным содержанием |
Второй уровень | Подростковый возраст | «Я – Я» | Самоанализ Самоосмысление | Обобщенный образ своего Я, который содержит общие, устойчивые характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. |
Наивысшей ступени развития самопознание личности достигает тогда, когда формируется не только понятие себе в настоящем. Сущность человека не может быть раскрыта полностью, исходя только из прошлого и настоящего, она далеко не полностью отражается в наличном бытие индивида. В нем обычно таятся силы, задатки, стремления, вообще потенции, еще не реализованные, требующие проявления, актуализации. Эти устремления, хотя и не проявленные, угадываются иногда смутно, когда более отчетливо, но, понятые отчетливо, играют иль детерминирующего фактора, заставляющего человека выбирать ту или иную линию поведения на относительно длительный срок. В таком случае человек определяет свои жизненные планы и цели, своего рода «жизненную философию», обусловливающую основную линию поведения и жизненную стратегию.
Самопознание тесно связано с другими процессами самосознания. С одной стороны, отношение человека к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, с другой – самоотношение в той форме, в которой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок.
Результаты интегративной работы в сфере самопознания и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения, объединяются в особое образование самосознания личности – в ее самооценку. В процессе становления самооценки ведущая роль принадлежит самоанализу. На основе самоанализа происходит проявление недостаточно ясных компонентов самооценки и их введение в сферу сознательного. Далее, через рациональный компонент самооценки осуществляется обобщение наиболее значимых отдельных самооценок, их синтез, выработка ценностей самооценки, в которой отражается понимаемая личностью ее собственная сущность. Основная функция самооценки в психической жизни человека состоит в том, что она выступает необходимым условием регуляции поведения и деятельности.
Саморегулирование – это форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта – начиная от его мотивирующих компонентов и кончая оценкой достигнутого эффекта поведения. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменять, улучшать себя и в реализации этого стремления. В саморегулировании, так же как и в самопознании можно выделить две системы действия: «Я и другие», «Я и Я». В первом случае саморегулирование направлено на адекватность адаптации человека к другим людям, на основе принятой в обществе системы ценностей. Во втором случае саморегулирование предполагает специфический вид взаимодействия личности с собой. Человек ставит сознательную цель изменить себя и осуществить планомерную деятельность ради этой цели. Важным моментом перехода от первой системы ко второй является самокритика – ценное психологическое качество личности, непременное условие творческого подхода к самому себе. Также важно говорить о самопреобразовании – это творческая деятельность человека, направленная на самого себя в соответствии со своими идеальными замыслами.
Таким образом, изучение самопознания в структуре самосознания дает возможность понять тенденции и особенности его развития, реальные формы проявления и роль в жизнедеятельности человека.