Общая характеристика семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Кризисные семьи

Если говорить о состоянии российской семьи в современных условиях, то все исследователи говорят, что основной признак - это ослабление основных функций семьи (репродуктивной, экономической, воспитательной и т.д.).

В основе ослабления экономической функции остается уровень бедности семей, особенно с детьми; репродуктивной функции - обострение брачно-семейных отношений, проблем рождаемости и репродуктивного здоровья, что негативно влияет на демографическую ситуацию в целом; воспитательной функции - снижение уровня ответственности родителей за воспитание детей и ослабление системы семейного и общественного воспитания, что в свою очередь привело к росту социального сиротства, беспризорности и т.д.

Это свидетельствует о необходимости принятия мер комплексного характера, которые влияли бы не на отдельные составляющие определенной функции, а на все составляющие каждой функции, и учитывали взаимосвязь всех функций между собой. Особое значение приобретает качественное осуществление социального сопровождения семей, оказавшихся в ТЖС.

Типы семей:

Согласно социально-педагогическому подходу, семьи классифицируют:

- по структуре (полная, неполная);

- по материальной обеспеченности (с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком; с низким материальным достатком или малообеспеченная, семья, находится за чертой бедности);

- по месту жительства (городская, сельская);

- по семейному положению;

- по количеству и наличием неродных детей (бездетная, малодетная, многодетная);

- по качеству семейных отношений (опека, приемная, благополучная, неблагополучная - конфликтная, аморальная) и т.д.

Здоровая семья - это нормально функционирующая семья - такая, которая ответственно и дифференцированно выполняет все функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Семьи группы риска - это такие семьи, которые выполняют свои основные функции, однако они имеют один или несколько факторов риска, которые при неблагоприятных условиях могут создать в семье проблемную ситуацию.

С этой семьей проводится превентивная работа.

Цель работы с данной семьей - предупреждения проблемы.

Проблемная семья - это семья, которая не может самостоятельно справиться со своими ежедневными обязанностями, решать свои проблемы и удовлетворять потребности детей вследствие нарушения одной или нескольких функций.

Семья не в состоянии определиться в необходимых услугах - необходимо вмешательство извне.

Данной семье оказывают защитные услуги.

Цель работы с данной семьей - решение проблем.

Кризисная семья - это семья, где проблемы накапливаются вроде снежного кома и развиваются очень быстро, порождая друг друга.

Кризис является результатом внезапных событий, которые семья не могла предвидеть и с последствиями, с которыми семья не в состоянии справиться самостоятельно.

Необходимо вмешательство извне.

Данной семье оказывают защитные услуги.

Цель работы с данной семьей - решение проблем.

ГБУ РК «Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи Красноперекопского района» осуществляет работу с семьями, которые оказались в ТЖС.

ТЖС - обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативное отношение в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).

Итак, ТЖС можно назвать такие неблагоприятные для человека события, жизненные затруднения, когда ему особенно трудно, и когда он объективно нуждается в посторонней помощи, в том числе и от государства, общества, общины, от ближайшего окружения, чтобы справиться с этими обстоятельствами и восстановить свою нормальную жизнедеятельность.

Перечень ТЖС

Социально-медицинские обстоятельства:

- инвалидность;

- психические заболевания;

- инфекционные (туберкулез, ВИЧ / СПИД, ИППП) и другие тяжелые заболевания;

- алкогольная зависимость;

- наркотическая зависимость.

Социально-бытовые обстоятельства и проблемы трудоустройства:

- бедность, малообеспеченность (неполноценное питание, недостаток необходимой одежды)

- безработица одного из родителей / обоих родителей

- отсутствие / потеря документов;

- неоформленные документы на получение государственной социальной помощи;

- долги (в т.ч. за коммунальные услуги)

- нехватка минимальных бытовых условий (отопление, водо-, газоснабжения и т.п.);

- отсутствие / потеря собственного жилья (в том числе, когда двое и более семей проживают на одной жилой площади, если это не соответствует нормам);

- вынужденная миграция (в т.ч. трудовая) одного или нескольких членов семьи;

- грубое нарушение санитарно-гигиенических норм проживания семьи.

Социально-педагогические обстоятельства:

- проблемы адаптации (отсутствие навыков самообслуживания, ведения хозяйства, планирования семейного бюджета; отсутствие профессионального образования; проблема адаптации детей в приемных семьях, опекунских семьях, ДДСТ; отсутствие навыков адаптации к самостоятельной жизни детей с функциональными ограничением);

- недостаточный уход за ребенком раннего возраста;

- девиантное поведение ребенка;

- низкий уровень воспитательного потенциала семьи (недостаточное внимание к ребенку, его развитию и жизни; чрезмерно высокие требования к ребенку; попустительство прихотям ребенка; непоследовательное поведение в отношении ребенка: от унижения к идеализации и т.п.), высокий уровень занятости родителей, нехватка времени для воспитания ребенка;

- безнадзорность;

- беспризорность семьи / ребенка;

- социальная изолированность семьи;

- уклонение от выполнения родительских обязанностей;

- самовольный уход детей из места жительства.

Психологические обстоятельства:

- конфликты (поколений; ребенка / детей со сверстниками; ребенка / детей с воспитателями, учителями и другими; конфликт приемного ребенка (ребенка-воспитанника) / детей с родными детьми и т.д.);

- зависимости (от азартных игр, компьютера, религиозных сект);

- насилие (физическое, психологическое, экономическое);

- другие психологические дисбалансы (стрессы, постабортальный, постродовой синдром; агрессия, депрессия, истерические проявления).

Другие обстоятельства:

- нежелательная беременность / ребенок;

- внебрачный ребенок;

- супружеская измена;

- межэтнические конфликты;

- межрелигиозные конфликты;

- родители разведены, но проживают вместе;

- несовершеннолетние отец / мать;

- пребывание одного из родителей / обоих родителей в местах лишения свободы;

- возвращение одного из родителей / обоих родителей из мест лишения свободы;

- родители не разведены, но проживают отдельно;

- местонахождение одного из родителей неизвестно.

Наши рекомендации