Особенности пренатального, раннего постнатального и ювенильного периодов становления психики у животных
Онтогенез-процесс индивидуального развития организма. Изучается формирование основных структур психики.
Периоды:
1.эмбриональный(начиная с момента оплодотворения до выхода зародыша из яйцевых оболочек)
2)постэмбриональный(от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма)
Пренатальный период.
Развитие поведения животного и человека начинается уже в эмбриональный период. Развивающийся в утробе матери или в яйце детеныш производит множество движений, которые представляют собой элементы будущих двигательных актов, и тем самым способствуют подготовке поведения новорожденного. Так, новорожденные ягнята и козлята способны, не утомляясь, бегать в течение двух часов подряд. Эта возможность обусловлена тем, что в ходе эмбриогенеза путем упражнения сформировалась координация всех функций, в том числе и необходимых для осуществления такой интенсивной деятельности уже в самом начале постнатального развития.
Существует понятие «эмбрионального научения». Оно означает, что уже в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов, постепенное развитие и совершенствование двигательных функций.
Ранний постнатальный период.
На этом этапе развития формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды и закладываются основы поведения взрослого животного.
Этот период развития характерен для незрелорождающихся детенышей и птенцов птенцовых птиц, которые рождаются слепыми, глухими и беспомощными. В течение постнатального периода в развитии детеныша происходят самые значительные изменения. Из совершенно беспомощного эмбриона он превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию. Зрелорождающиеся детеныши проводят данный период в утробе матери.
В течение первых недель детеныши не способны поддерживать постоянную температуру тела. Новорожденные детеныши не способны к самостоятельному мочеиспусканию и испражнению. Огромные изменения после рождения происходят в нервной системе. Так, головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины.
Ювенильный период.
По-другому этот период можно назвать игровым. Об этом периоде можно говорить только относительно детенышей высших животных, у которых развитие совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.
Во-первых, игровая активность рассматривается как генеральная репетиция взрослой жизни. Например, локомоторные игры. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в "прятки", в "догонялки". Таким образом, тренируется будущее охотничье поведение.
Во-вторых, игровая активность рассматривается как растрата лишней энергии.
- Зрело- и незрелорожденные животные
Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные.
ЗРЕЛОРОЖДЕННЫЕ ДЕТЕНЫШИ - это детеныши, которые появляются на свет в уже почти сформировавшемся состоянии и почти сразу же становятся способными к самостоятельному выполнению жизненных функций.
НЕЗРЕЛОРОЖДЕННЫЕ ДЕТЕНЫШИ- детеныши, рождающиеся неспособными к самостоятельному существованию и нуждающиеся в длительной опеке со стороны матери.
У зрелорожденных все системы связаны с движением имеют вызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в определ. сроки: половые рефлексы. Любое поведение требует прижизненной доводки, даже врожденное. Детёныши позвоночных рождаются на разных стадиях зрелости. Крайнее незрелорождение - кенгурёнок. Незрелорождённые - большинство млекопитающих. А птенцы ряда птиц и детёныши копытных - зрелорождающиеся (почти сразу способны выполнять основные жизненные функции - опорно - локомоторные, пищедобывательные и др. ) Зрелорожденные детёныши начинают подвергаться воздействию среды в уже почти сформированном состоянии и сравнительно мало подвержены вредным влияниям среды, но при этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки условно - рефлекторной деятельности.
Зрелорожденные детёныши начинают подвергаться воздействию среды в уже почти сформированном состоянии и сравнительно мало подвержены вредным влияниям среды, но при этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки условно - рефлекторной деятельности. Незрелорожденные, хотя им приходится труднее и они не могут жить без родительской помощи, находятся всё же в более выгодном положении: развитие нервной системы у них ещё не вполне закончено и они могут подставить свои развивающиеся врождённые формы поведения под влияние внешней среды. В рез - те врожденной формы поведения значительно модифицируются. (по Орбели). Т. о. незрелорождающиеся более прогрессивны. Психически наиболее развитые животные относятся к незрелорож денным. Наследственные формы поведения обрабат - ся при-жизненно. Но это не единственное, что определяет психическое развитие - гуси и лошади обнаруживают высокий уровень.