Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера
Характер — система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциопальными особенностями индивида.
Характер — социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает, однако, того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные, а иногда даже противоположные его качества.
Важнейшим качеством характера является способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать и реализовывать оптимальные решения.
В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако, поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.
Анализируя характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные(внешне обусловленные) особенности. Воспитание человека, формирование его характера — это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социуме. В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.
Существенным качеством характера является сбалансированность его черт— цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.
Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сенситивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера.
В формировании характера проявляются закономерности функционирования навыков и привычек: механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия упрочившихся навыков формированию новых (интерференция). В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивпые формы поведения.
Классификация черт характера
Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:
♦ направленность индивида, система его отношений в социуме:
♦ особенности волевой регуляции;
♦ эмоциональные особенности;
♦ интеллектуальные особенности.
1. В системе отношений человека выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.
Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальное качество характера человека, его нравственность.
Нравственность — моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальпых и внутренне мотивационных требований к ее поведению.
Принятая индивидом система отношений к другим людям может с водиться к четырем основным схемам.
♦ «Я хороший и все люди хорошие»;
♦ «Я плохой, а все люди хорошие»;
♦ «Я хороший, а все люди плохие»;
♦ «Я плохой и все люди плохие».
У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе - «Я-копцепция». Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов:
♦ когнитивного осознание своего облика, своих нравственных качеств, психических особенностей, социальной значимости;
♦ эмоционального — самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.;
♦ притязательно-волевого — желание самоутверждения, признания своих достоинств другими людьми.
Наряду с реальным «Я» существует «Я» идеальное и «Я» динамическое, саморазвивающееся.
Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений также включает в себя склонности, призвание и талант как характерологические качества личности.
К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.
Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе некоторые качества характера носят криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».
Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.
*Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна такая способность индивида, как решительность — в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Она выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.
Противоположное качество — нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.
Особенно важны такие волевые качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.
В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества — трусость, малодушие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.
Волевые особенности личности определяют основные качества характера - цельность, силу, твердость и уравновешенность:
♦ цельность характера— устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;
♦ сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях;
♦ твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью;
♦ уравновешенность характера — ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.
*Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление.
По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида — показатель тонуса всей его жизнедеятельности.
Эмоциональная сфера индивида — механизм экстренного спонтанного уравновешивания его внутренних состояний с внезапно возникающими изменениями в окружающей среде. По эмоциональным реакциям личности (внешне выраженным пли тщательно скрываемым) можно судить о тонких нюансах ее животрепещущих связей с действительностью.
По эмоциональным качествам различаются натуры:
♦ импрессивные — эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность);
♦ сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность);
♦ экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительно!! деятельностью);
♦ малоэмоциональные.
* Интеллектуальные черты характера — устойчивые инднвпдуальпо-типологичеекие особенности интеллекта. По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.
Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость и др.
Акцентуации характера
Акцентуация (от лат. accent us — ударение, подчеркивание) — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированны и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида — ее избирательной уязвимости в отношении некоторых возденет в nii при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.
Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А. Е. Личко. Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. 2. Типы акцентуаций характера (табл. 9).
Типы акцентуаций характера
1) Возбудимый. Характерно: Повышенная вербальная и двигательная активность. Стремление к лидерству. Завышенный уровень притязании. Неусидчивость, недисциплинированность, склонность к делинквептности (мелким правонарушениям), рискованным действиям. Противодействие со стороны окружающих вызывает отрицательную реакцию. Неразборчивость в выборе знакомств; неряшливость. Стремление к удовольствиям. Склонность к алкоголизму на уровне групповой психической зависимости. Низкий уровень реализации способностей. Факторы, содействующие акцентуации характера: Гиперопека, «кумир семьи», безнадзорность, неблагополучие внутрисемейных отношений
2) Аффективный. Характерно: Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспышки по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в грубой агрессии. Иногда возникают реакции аугоагрессии. Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость. Конфликтность, низкая самокритичность. Склонность к дслинквентному поведению. Факторы, содействующие акцентуации характера: Бесконтрольность, попустительство, наличие пспхотравмирующих обстоятельств
3) Неустойчивый. Характерно: Неустойчивость поведения: противоречивость поступков,частая смена настроения, астсничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость. Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются. Искренни и прямолинейны. Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Самооценка недостаточная. «Слабым местом» характера этого типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. В поисках эмоционального контакта могут входить в асоциальные группы. Эмоциональная неустойчивость. Факторы, содействующие акцентуации характера: Эмоциональное отвержение, гипопротекция, семейные конфликты.
4) Тревожный. Характерно: Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость. Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных моральных требований к себе, «этическая скрупулезность». Пониженный уровень притязаний, чувство собственной неполноценности, замкнутость. Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпенсации — использование утрированных способов само-угверждения в «зоне слабости». Нсделинквентны, но виктимоопас-ны. «Слабое место» этого характера — неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение. Факторы, содействующие акцентуации характера:
Повышенная требовательность, необоснованные претензии, эмоциональное отвержение.