Психологическая характеристика младенческого возраста
Персоналии
МУХИНА, ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА (род. 22 января 1935 года, Никольск-Уссурийский, СССР) — советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «феноменология развития и бытия личности». Академик РАО (1992), доктор психологических наук (1972), профессор (1973), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1992).
Заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 года). Главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. Член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Член Союза писателей России и Московского союза журналистов.
Возрастная психология : феноменология развития : учебник для вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" : доп. М-вом образования и науки РФ / В. С. Мухина. - 14-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 656 с
Сапогова Елена Евгеньевна- доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Тульского государственного университета (ТулГУ), доктор психологических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ.
Автор более 200 научных статей, учебников и книг, развивающих программ по психологии посвященных проблемам психологии развития, психологии воображения, экзистенциальной и нарративной психологии, культурного социогенеза, вопросам развития сознания и личности человека.
Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
По источнику
Синюк Д.Э. Психология. УМК.
Развитие
Психическое развитие индивида в онтогенезе представляет собой процесс обнаруживающихся во времени закономерных, направленных и необратимых изменений психики индивида. Эти изменения выражаются в возникновении и совершенствовании психических функций отражения и регуляции.
Психическое развитие человека – возникновение и совершенствование свойственных человеку высших (сознательных и произвольных) психических функций отражения и саморегуляции, возникновение сознания и личности ребенка в ходе овладения им общественно-историческим опытом.
Условие его психического развития воспроизведение самим ребенком конкретных видов деятельности (на начальных этапах – под руководством взрослого) определяет возникновение и развитие его психики, следовательно, собственная активность человека .
Предпосылки психического развития– совокупность особенностей индивида, которые необходимы для взаимодействия с миром и, соответственно, для развития психики, но еще не достаточны. К ним относятся:
наследственные особенности (генотип);
врожденные особенности, возникающие во внутриутробном развитии (например, инфекционные заболевания, нарушения развития органов, которые имели место во внутриутробном периоде);
приобретенные особенности – это последствия прижизненных заболеваний и травм, а также позитивный результат лечения генетических или врожденных особенностей (например, благополучная операция по исправлению порока сердца).
Таким образом, индивидуальные особенности ребенка определяют возможности и ограничения для активности, следовательно, являются предпосылками психического развития.
Источник психического развития – социальная среда, то есть воплощенный в конкретных видах деятельности общественно-исторический опыт, который заимствуется ребенком.
Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, возникающие в процессе развертывания активности субъекта
Возрастная периодизация психического развития– разделение всего жизненного пути человека на отдельные эпохи, стадии, периоды психического развития, выделение психологических возрастов, разработка критериев (правил), по которым строится периодизация.
Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека.
Биологический (физический) – количество прожитых лет, показывает достигнутый уровень созревания организма в целом и его отдельных органов и систем;
Психологический возраст – уровень психического и личностного развития человека.
В современной психологии принята следующая периодизация: кризис новорожденности – младенчество (0–1 год) – кризис одного года – ранний возраст (1–3 года) – кризис трех лет – дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет) – кризис семи лет – младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет) – кризис подросткового возраста – подростковый возраст (от 11 до 14–15 лет) – кризис при переходе к ранней юности – ранняя юность (от 15–16 до 18 лет); кризис при переходе к молодости – молодость (18-30 лет); кризис взрослости -взрослость –30 до 55-65 лет; кризис при переходе к старости – пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) -долгожительство (старше 90 лет) - кризис индивидуальной жизни
Критерии возрастной периодизации– правила, конкретные показатели, на основании которых строится разделение жизненного пути человека на отдельные периоды. В современной возрастной психологии рассматривается три критерия возрастной периодизации:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) новообразования возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Да-выдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Социальная ситуация развития (ССР)– своеобразное специфичес-кое для данного возраста отношение между человеком и окружающей его средой, это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа.
Новообразование – тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют знания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход eгo развития в данный период
Кризис возрастной – качественное изменение, скачок в ходе психического развития, когда на протяжение относительно короткого периода происходят значительные сдвиги в развитии психики и личности человека.
Психологическая характеристика младенческого возраста
Кризис новорожденности –это кризис перехода от внутриутробного к внеутробному существованию, к жизни в социальной среде. Кризис новорожденности носит ярко выраженный адаптационный характер. Симптомы кризиса: потеря веса, болезни новорожденного, манифестация атавистических безусловных рефлексов. Исход кризиса: приспособление к жизни во внеутробной среде, запуск физиологических реакций, становление ритмов сна и бодрствования. Окончание периода новорожденности связывается с возникновением потребности в общении ребенка со взрослым.
Социальная ситуация развития. Внутренняя сторона: беспо-мощность ребенка, максимальная социальность (ребенок связан с внешним миром только через взрослого), отсутствие основных средств социального общения, готовность к движению и восприятию внешнего мира через функционирование нервной системы и всех анализаторов.
Внешняя сторона:восприятие взрослыми младенца как беспомощного, с ограниченными способностями восприятия и понимания окружающего, не способного освоить и пользоваться нормами и правилами жизни в социуме. Удовлетворение всех потребностей ребенка взрослыми. Противоречие между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями его в общении.
Ведущая деятельность отражает основные характеристики социаль-ной ситуации развития – максимальную социальность младенца при отсутствии основных средств социального общения – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, в основе которого лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе со стороны взрослого; со второй половины первого года жизни – общение со взрослым, опосредо-ванное предметом, т. е. включение предмета в общение со взрослым.
Другие формы активности – двигательная активность, освоение основных видов движений; хватание и манипулятивные действия с предметами.
Психологические новообразования возраста
− автономная речь – одно- и двусложные слова с упрощенной и (или) искажённой фонетикой, размытым и относительно неустойчивым значением, зависящим от конкретной ситуации. Автономная речь отличается от общеупотребительной речи, поэтому понятна лишь близким людям. Наличие автономной речи обозначает переходный период в речевом развитии (о ребенке еще нельзя сказать, является он говорящим или нет);
− мотивирующие представления (Л.И. Божович) – всплывающие в памяти ребенка эмоционально-заряженные образы предметов, которые могут побуждать его поведение вопреки конкретной ситуации;
− чувство базового доверия к миру (Э. Эриксон) – восприятие своего окружения, мира как стабильного, надежного, относительно постоянного и предсказуемого. Ребёнок научается чувствовать себя в этом мире как дома;
– привязанность к близкому взрослому (Дж. Боулби) – ощущение близости со взрослым, который осуществляет уход за ребёнком, взаимо-действует с ним. Типичное поведение ребенка, имеющего надежную привязанность к матери (либо к другому близкому взрослому), по мнению ученых, характеризуется активной исследовательской деятельностью в новой обстановке, отсутствием страха перед незнакомцами и радостью при появлении матери (либо другого близкого взрослого);
− эмоционально-ценностное отношение к себе (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева) – присвоенное от взрослого (объекта привязанности) положительное отношение к себе, переживание своей ценности, уникальной значимости;
− субъектность и инициативность(О.Е. Смирнова) – способность ребёнка осуществлять самостоятельную активность, зачастую вопреки действиям взрослого. Субъектность и инициативность не возникает без базового доверия к миру, привязанности к близким взрослым и эмоционально-ценностного отношения к себе (например, у детей из детских домов).
Кризис одного года.Эмпирическое содержание кризиса: психологически ребенок отделяет себя от взрослого, становится самостоятельным в передвижении, что связано с появлением ходьбы; появляются первые слова автономной речи, понятные близким; проявляются аффекты и воля (непослушание). Симптомы кризиса: отмечаются первые эпизоды непослушания, когда ребенок отказывается выполнять просьбы и указания взрослого; непонимание между взрослым и ребенком, т. к. ребенок не может выразить свои желания с помощью речевых средств, а взрослый не способен понять ребенка по его жестам и мимике.