Пути ресоциализации несовершеннолетних осужденных
Стремительное увеличение числа заключенных несовершеннолетнего возраста требует пристального внимания к проблеме не только со стороны правоохранительных органов и воспитательных учреждений, но также и со стороны институтов социально-психологического профиля.
В связи с этим в последнее время все больше внимания уделяется изучению социальных причин преступного поведения (низкий уровень развития нравственного сознания молодежи, дестабилизация социальной обстановки и т.д.), одновременно с этим все более тщательно исследуется личность несовершеннолетнего правонарушителя.
Воспитательная работа является одним из основных средств исправления, которое благодаря новейшим положениям педагогики и психологии способствует в достижении наиболее значимых результатов в исправлении осужденных, изменению негативных черт личности, антисоциальных установок. Вследствие этого стремительно увеличивается спрос на различного рода профилактические и психокоррекционные программы.
Специфической и не менее острой является проблема, связанная с ресоциализацией подростков, освобождающихся из мест лишения свободы. Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ВК может иметь большое значение для решения вопроса борьбы с рецидивной преступностью, т.к. проблема адаптации молодого человека, освобожденного после отбывания наказания в ВК, к условиям нормального существования в социальной среде на свободе является основным требованием сегодняшнего времени.
Очевидно, что, проведя значимый отрезок своей жизни в месте лишения свободы, подросток либо частично утрачивает способности адаптации в той или иной сфере своей жизнедеятельности, либо «пропускает» благоприятный (сензитивный) период для нормального формирования и развития этих способностей. Развиваясь, каждый несовершеннолетний вынужден решать задачи собственного взросления, и значительную роль в их оперативном и правильном решении играет фактор окружения. Вследствие этого, нормальное решение задач взросления подростками в колониях при ограничении социальных контактов становится затруднительным и даже невозможным.
Актуальность проблемы адаптации молодых людей в социуме после освобождения из ВК убеждает в необходимости проведения специальной предварительной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых для них условиях. Психологическая подготовка может выступать как начальным, так и завершающим этапом в процессе исправления (ресоциализации) осужденных.
Социальные условия жизни после освобождения из заключения выступают для молодого человека как новые, проблемные и требующие от него большого напряжения и выдержки, принятия правильных решений, к чему воспитанник оказывается не готов. «Неожиданности» вызывают неадекватные, часто аффективные реакции на окружающие обстоятельства. Нередко это может усугубляться неправильным отношением окружающих к бывшим осужденным. Все это вместе ведет к неправильным оценкам себя и других со стороны молодого человека, освободившегося из-под стражи, и как следствие – к неправильным действиям. Процесс адаптации к условиям нормального существования в социальной среде после отбывания наказания зависит от трех основных групп факторов.
1. Личность самого освобожденного, его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т.д.
2. Условия внешней среды, окружающей личность освобожденного (наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа и удовлетворенность ею, взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, тактика работников милиции, осуществляющих надзор).
3. Условия, в которых находился осужденный в ВК, и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных (его статус), время заключения и т.д.
Социальная адаптация человека, освободившегося из мест лишения свободы, представляет собой целый комплекс задач, которые ему необходимо решать. В ряде случаев для того, чтобы решить эти задачи необходимо «начать жизнь сначала», перестраивая свой, ставший привычным, сценарий поведения. Однако очень часто складывается так, что подростки, будучи заключенными, оказывают скрытое или явное сопротивление воспитательному процессу, основой которого может являться как отсутствие внутри личности воспитанника образа благополучной перспективы своей дальнейшей жизни, так и главенствование инфантильных установок типа: «Мне не надо ничего делать, все само собой разрешится» или «От меня ничего не зависит». С другой стороны, подростки в силу особенностей своего возраста находятся в постоянном поиске своего идеала, авторитетного человека среди взрослых людей. В связи с этим, заключенные могут быть подвержены личностно-специфическому влиянию психолога или педагога, который отчасти может стать для них именно таким авторитетом, значимым взрослым, дефицит которого они часто испытывают. Психолог своим поведением, открытым выражением своих мнений и чувств может помочь подросткам изменить свой взгляд на будущее, приобрести активную позицию по отношению к своей жизни.
В процессе теоретических и практических исследований мы смогли выделить основные факторы успешной ресоциализации подростков:
1. Установка на сотрудничество.
2. Ориентация в пространстве социальных отношений.
3. Критичность.
4. Стрессоустойчивость (она включает в себя два аспекта: 1 – отреагирование накопившихся чувств и эмоций; 2 – обучение навыкам преодоления жизненных трудностей, развитие защитных механизмов, адекватности поведения).
5. Принятие своего прошлого (принятие прошлого именно как прошлого, т.е. отрезка жизни, возврат к которому невозможен).
Таким образом, целью комплексной программы ресоциализации осужденных должно стать формирование у заключенного психологической готовности жить в новых условиях, обеспечивающей быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без избыточного травмирующего напряжения. В решении этой задачи должны участвовать все элементы системы, в которую включен подросток: воспитатели, охранники, начальники отрядов, педагоги, психологи и другие сотрудники колонии. Все это убеждает в необходимости проведения специальной психолого-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными.
Одной из эффективных форм воспитательной работы является групповая, так как развиваясь, каждый подросток вынужден решать задачи собственного взросления, и значительную роль в их оперативном и правильном решении играет фактор окружения.
Группа сверстников является источником многих, значимых для подростка, обратных связей, она дает возможность увидеть реакцию людей на собственные проявления и, возможно, изменить свое представление о себе.
Группа представляет собой особую форму взаимоотношений между ее членами, которая обеспечивает принцип развития личности, вместе с развитием группы. Возможность изменений личности подростка заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях: тренинг – это место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, позволить себе экспериментировать с собственным поведением.
В процессе межгруппового общения у подростка должно возрастать позитивное отношение к себе и другим, что служит залогом личностной реконструкции: подросток начинает объективно оценивать свои мысли, чувства конфликты; в своем поведении он отказывается от всего того, что разъединяет его с людьми, начинает развивать те стороны своей личности, которые являются притягательными для других, начинает трезво оценивать свои возможности, отказываться от необоснованных претензий.
Группа в таком случае является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения – моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Задача педагога состоит в создании условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия, снижения напряжения и скрытых агрессивных реакций во взаимоотношениях участников.
Создание таких условий в группе, где познание себя становится актуальной возможностью, побуждает подростка находить в себе новые возможности преодолевать трудности.
В групповом взаимодействии выделяются следующие возможности для работы с подростками:
- взаимодействие и конфронтация с ровесниками;
- создание миниатюрной реальной жизненной ситуации для изучения и изменения поведения;
- стимуляция новых путей взаимодействия с ситуацией и получения нового опыта в человеческих отношениях;
- стимуляция новых "Я – концепций'' и новых моделей идентификации;
- формирование чувства меньшей изолированности в окружающем мире;
- наличие ощущения защищенности от взрослого мира;
- адекватная помощь;
- уменьшение сопротивления или подчинения, усиление независимости и идентификация с лидером;
- выявление проблем, связанных с взаимоотношениями с другими.
Самое главное здесь заключается в том, чтобы педагог обратил внимание подростков на их переживания, закрепив, таким образом, их личный, и поэтому ценный, опыт.
В результате подросток начинает видеть то, о чем он раньше и не подозревал, его «Я» начинает проявляться свободнее и скрытая область его личности также начинает осознаваться.
В условиях групповой работы возможно ознакомление подростковскачественно иными знаниями, умениями и способами взаимодействия на основе интерпретации индивидуального опыта и личностной включенности во внутригрупповые процессы.
Задача педагога состоит в отслеживании и использовании всех процессов, происходящих в группе. Чтобы взаимодействие было эффективным, чтобы онопомогло каждому решать те задачи, которые он перед собой ставит, существует несколько принципов и правил группового взаимодействия, т.е. внутренних законов функционирования группы:
Правило «здесь и теперь». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. Только через актуальные переживания и через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения во время занятий нельзя.
Принцип эмоциональной открытости. Если участник думает или чувствует что-то важное постоянно, «здесь и сейчас», то ему можно сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.
Правило «СТОП». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.
Правило искренности. Говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.
Правило «не давать советы». Совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет – это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во-вторых, совет – это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.
Правило «Я – высказывания». В группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.
Правило запрета на диагнозы или оценку. Оценка поступка без запроса есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможных впоследствии оценок, которые участник может получить от других участников, это может привести к возникновению «закрытости» некоторых членов группы или к стремлению подстраиваться под мнение других участников группы.
Принцип личной ответственности. Все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично.
Принцип личного вклада. Чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и, следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста.
Правило конфиденциальности. Запрещается вне группы рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы.
«Презумпция здоровья». Участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.
Принцип «круга». Во время работы каждый участник должен видеть каждого.
Принцип инициативы участников. На занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная.
Принцип включенности. На занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков».
Принцип «постоянства». Занятия пропускать нельзя.
Эффективность проведения групповых занятий обеспечивается соблюдением определенных условий. Необходимо избегать родительской позиции; отказаться от советов, передать подросткам ответственность за свою жизнь; соблюдать равенство позиций как условие развития и обеспечить эмоциональное принятие несовершеннолетних. Соблюдение этих правил при работе с группой способствует интенсивному "развертыванию" процесса личностного роста участников и освоению ими коммуникативных навыков как существенных личностных ценностей.
С.В. Богданова – сотрудник МПЛ
УФСИН России по Удмуртской Республике
«Картина мира» несовершеннолетних (по результатам исследования категориальных структур сознания подростков, осужденных за преступления различной тяжести)
Психосемантический подход относительно новая область отечественной психологии, возникшая в начале 1970 годов. В настоящее время данный метод все активнее входит в арсенал психологов. На наш взгляд, данный метод неоправданно мало применяется в работе пенитенциарных психологов. Вероятно, это связано с некоторыми трудностями в разработке и интерпретации получаемых с помощью данного метода данных. Тем не менее, мы видим будущее в применении методов психосемантики в пенитенциарной системе. Не секрет, что стандартные методы не всегда дают полное и точное представление о личности осужденного. Психосемантический подход, по мнению Петренко В.Ф., «позволяет наметить новые принципы типологии личности, где личность испытуемого рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов. Выделяемые факторы позволяют увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы понимания мира. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей и самого себя». Предметом психосемантики является моделирование систем значений как структур репрезентации опыта в сознании. Индивидуальная система значений – понятие, введенное А.Н. Леонтьевым, который определил ее как одну из трех составляющих индивидуального сознания, наряду с личностным смыслом и чувственной тканью. Таким образом, по определению В.Ф. Петренко, объектом изучения психосемантики является индивидуальное сознание, как «высшая форма психического отражения, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности». Таким образом, сознание, как интегративная функция, выполняя управляющую функцию, имеет свое содержание, которое проявляется для нас в первую очередь в языке, определяя индивидуальную систему значений сознания (категориальные структуры индивидуального сознания). В.Ф. Петренко считает, что понятие «категориальные структуры индивидуального сознания», введенное отечественными психологами, является близким понятию «система личностных конструктов», введенному Дж. Келли, т.к. конструкты определяют ту систему субъективных категорий, через призму которых субъект осуществляет восприятие внешнего мира. Основываясь на теории Дж. Келли, можно определить конструкт как особое субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное на собственном опыте, с помощью которого человек выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует свое поведение, «понимает» других людей, реконструирует систему взаимоотношений и строит «образ Я». Это одновременно и способ поведения, и параметр отношений и оценок, и когнитивное смысловое расчленение и противопоставление.
Выделение категориальных структур сознания и построение на их основе семантических пространств, позволило выявить некоторые особенности «картины мира» несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание за различные по степени тяжести преступления: изнасилование, убийство, кражи, наркотики, хулиганство. Наиболее важная процедура статистической обработки результатов психосемантического исследования – факторный анализ.
Факторный анализ по своему математическому значению – «уменьшение размерности пространства», а по психологическому – это процедура объединения шкал в группы-факторы по сходству значений, причем каждая группа интерпретируется как одна обобщенная шкала, которая и является истинной оценочной категорией для данного испытуемого.
В конечном итоге выявляется количество истинных оценочных категорий. То есть, в исходной матрице было 77 шкал, но это еще не означает, что испытуемый в реальной жизни пользуется всеми этими шкалами. Это слишком дробно, и испытуемый, только подчиняясь инструкции, пытается различить эти оценки и использовать каждую из них точно, а в реальной ситуации, где надо действовать быстро, каждый из нас использует лишь несколько привычных обобщенных оценок. Эти оценки мы и получаем в итоге взамен 77-и. То есть эти шкалы как бы «склеиваются» в несколько факторов, и в каждом факторе оказываются те шкалы, которые близки по смыслу между собой для данного испытуемого. Эта информация дает представление о реальных (а не предполагаемых, заданных в исходной матрице) оценочных категориях, которыми пользуется несовершеннолетний для оценивания определенной области, и, кроме того, выявляет иерархию смысловых категорий испытуемого. То есть, в исходной матрице все шкалы равноправны, и у нас нет возможности сказать, какая из них важнее для испытуемого, а факторный анализ выстраивает систему категорий по степени убывания количества шкал, входящих в фактор, а значит, по степени актуальности для испытуемого. Это уже ценный результат, дающий целостное представление о системе отношений испытуемого.
Кроме того, следует обратить внимание на характеристику когнитивной сложности. Когнитивную сложность можно определять, как способность учитывать большое количество факторов при оценке ситуации, или способность дифференцировать признаки воспринимаемого объекта. Чем больше когнитивная сложность, тем более дифференцированно испытуемый представляет исследуемую область. Однако чрезмерное количество факторов может говорить о проблемах с психикой. Нами было получено следующее количество факторов по каждому из видов преступления: осужденные за изнасилование – 9, осужденные за убийство – 7, осужденные за кражи – 9, осужденные за хранение наркотиков – 9, осужденные за хулиганство – 3.
Первый фактор является самым значимым. Он дает представление о том, что именно для этого испытуемого является самым важным в исследуемой области, то есть уже позволяет выходить на какие-то важные выводы. Анализ всей системы полученных факторов позволяет увидеть всю систему отношений человека к исследуемой области. В нашем случае факторы получили следующие названия.
Осужденные за изнасилование: «Социальная желательность», «Образование, компетентность» – «Эгоизм», «Стечение обстоятельств», «Акцентуированная агрессивность» – «Деньги», «Выгодное общение» – «Безделье, вызывающее жестокость», «Личное неприятие», «Боязнь действовать, враждебность», «Принятие себя, прогностические способности» – «Красивая внешность», «Злопамятность, избегание трудностей».
Осужденные за убийство: «Социальная желательность», «Образованность, компетентность», «Волевая активность» – «Зависть», «Агрессивность», «Самодостаточность» – «Изворотливость», «Злопамятность, упорство» – «Избегание трудностей», «Удача, агрессивность» – «Умение рисковать».
Осужденные за кражи: «Ответственность, самостоятельность» – «Агрессивность», «Удача, образование», «Человечность, душевность, искренность» – «Хитрость», «Активность, знания, уверенность» – «Уклонительство», «Изворотливость» – «Зависимая настойчивость», «Порядочность», «Наглость», «Нахальство» – «Дополнительные знания», «Самоуверенность».
Осужденные за хранение наркотиков: «Порядочность» – «Злость», «Образование, активность», «Нахальство» – «Изворотливость», «Отзывчивость» – «Безрассудство», «Двуличность» – «Самооценка, скука», «Самодостаточность» – «Невмешательство», «Хитрость», «Жестокость» – «Беспомощность», «Наглость» – «Помощь друзей».
Осужденные за хулиганство: «Навыки и умения», «Агрессивность» – «Умение плести интриги», «Изворотливость, злость, страх» – «Пассивность».
Отметим, что в литературе нам встретилось утверждение о том, что учеба утратила свою значимость для современной молодежи и на первое место у несовершеннолетних выходит желание достижения материальных ценностей любыми путями. Данные нашего исследования не подтверждают высказанные заявления. Уже на основании только факторного анализа становиться очевидным важность образования для несовершеннолетних. Вопрос в том, смогут ли они его получить в современных условиях, когда повсеместно ведется разговор о переходе к платному образованию. В последнее время уже в системе школьного образования поднимается вопрос о сокращении количества обязательных бесплатных часов с переводом остальных на платную основу. Не приведет ли это к тому, что для определенной категории семей образование окажется недоступным. Уже сейчас несовершеннолетние, судя по факторному анализу, объединяют понятия «образование» и «судьба». На наш взгляд уже это соседство свидетельствует о неверии в возможность получения образования.
Не менее важными для несовершеннолетних оказываются и качества «социальной желательности»: уважение окружающих, хорошие манеры, честность, умение держать слово, уверенность в себе, умение ладить с людьми, умение прощать, чуткость, дисциплинированность, терпение и т.д. Сможет ли общество, прикрепившее ярлык «трудного», «преступника» начать уважать несовершеннолетнего? Сможет ли молодой человек быть уверенным в себе, когда практически с начальной школы его считают неуспешным? Не случиться ли так, что «злость», «агрессия», «жестокость», «наглость», «изворотливость» займут первое место в сознании несовершеннолетних?
Анализ семантических пространств выявил значимость образования для получения работы, карьерного роста, для хорошего заработка. Несовершеннолетние осознают, что без образования они окажутся лишены многих возможностей в жизни. Кроме того, образование необходимо, чтобы изменить свою жизнь. В то же время не осознается значимость образования для работы над собой. Несмотря на важность образования для испытуемых, для всех оно связано с отрицательными эмоциями, что свидетельствует о негативном опыте, полученном в системе школьного образования.
Кроме того, хочется отметить выявленные представления о семье у несовершеннолетних, отбывающих наказание в исправительной воспитательной колонии.
Осужденные за изнасилование: 1. Нет понимания функций отца в семье. 2. Допускается возможность создания семьи не по любви. 3. Семья может служить помехой в зарабатывании денег. 4. Сексуального партнера можно купить за деньги. 5. Сексуальный партнер и любимый человек разные понятия. Причем встреча с любимым человеком, возможность иметь семью, иметь детей вызывает страх и враждебность. 6. Встреча с сексуальным партнером возможна, если учесть прошлые ошибки. 7. Для хорошего воспитания детей нужны деньги и агрессия.
Осужденные за убийство: 1. Любимый человек и сексуальный партнер – разные понятия. 2. Семья и возможность хорошо зарабатывать – несовместимые понятия. 3. Воспитательная функция семьи не понимается. 4. Семью можно создать не обязательно с любимым человеком. Партнер в семье воспринимается в первую очередь как сексуальный партнер. Хотя детей необходимо иметь от любимого человека. 5. Чтобы иметь семью необходима агрессивность. 6. Лишь самодостаточный человек может создать семью с любимым человеком, быть верным ему и иметь от него детей. 7. Хорошего воспитания детей можно добиться обладая злопамятностью и упорством.
Осужденные за кражи: 1. Понятия: семья, любимый человек, сексуальный партнер, дети не взаимосвязаны между собой. Функции семьи не понимаются. 2. Для того, чтобы иметь семью, встретить любимого человека, иметь детей, быть хорошим семьянином нужны такие качества как человечность, душевность, искренность. Кроме этого для создания семьи с любимым человеком необходима наглость. Отношения в семье с любимым человеком можно строить с помощью агрессии. В данном случае существует явное противоречие. 3. Детей можно иметь не только от любимого человека, это может быть просто сексуальный партнер. От любимого человека иметь детей может лишь тот кто обладает активностью, имеет образование, уверен в себе. 4. Несовершеннолетние считают, что можно иметь детей и быть одновременно независимым. 5. Понятия семья и хороший заработок не связаны между собой. 6. Воспитанием детей должно заниматься государство и бабушки с сдедушками.
Осужденные за хранение наркотиков: 1. Функции семьи также не понимаются. Все объекты, относящиеся к семье находятся на расстоянии друг от друга. 2. Несовершеннолетние воспринимают понятие «иметь одного сексуального партнера» как «человека, с котрым имеется сексуальный контакт в настоящее время, здесь и теперь». Для этого требуется хорошее здоровье и признание окружающих и отзывчивость. Причем отзывчивость не так важна для встречи с любимым человеком, в данном случае более необходимо избавиться от чувства вины. Также сексуальный партнер необходим для ощущения самодостаточности, успешности, признания окружающих. 3. Для того, чтоюы иметь семью требуется нахальство. 4. Иметь детей можно лишь научившись управлять собой и имея такое качество как наглость. 5. Иметь семью иметь детей, быть хорошим семьянином необходимо, чтобы быть «как все», но в целом это мало интересно и скучно. 6. Наличие большого количества денег способствут хорошему воспитанию.
Осужденные за хулиганство: 1. Данной категорией несовершеннолетних понимается хозяйственно – бытовая функция семьи и семья не является помехой в заработке денег. Хотя с другой стороны, чтобы иметь семью, необходимы такие качества как изворотливость, злость и страх. 2. Иметь одного сексуального партнера значит брать ответственность на себя. 3. Хорошо воспитать своих детей можно лишь собственным примером. Для этого необходимо добиться признания окружающих. 4. Общение в семье должно строиться с позиций агрессии. Агрессивные качества необходимо проявлять и в отношении любимого человека. В отношении же сексуального партнера агрессия проявляется в меньшей степени, а в болешей степени требуется умение плести интриги. 5. Семью необходимо создавать с любимым человеком. 6. Чтобы иметь детей, встретить любимого человека необходимо избавиться от вредных привычек. 7. Чтобы добиться признания окружающих необходимо быть хорошим семьянином.
На основании изложенного нам видятся направления по которым необходимо строить работу с несовершеннолетними. Во-первых, учитывая значимость образования дать возможность несовершеннолетним получать профессию в местах лишения свободы, причем не только рабочую профессию. Необходимо построить дистантную систему получения среднего профессионального и высшего образования по специальностям, значимым в обществе. Во-вторых, необходима индивидуальная коррекционная работа, направленная на повышение самооценки несовершеннолетних, на развитие уверенности в себе. В-третьих, учитывая искаженные представления о семье, об отношениях с близкими людьми, необходимо проведение коррекционно-обучающих занятий, способствующих изменению усвоенной системы отношений. Кроме того, многие несовершеннолетние попадают в исправительные учреждения, имея большие пробелы в школьных знаниях и вынуждены обучаться в классах не по возрасту, что вызывает негативные эмоции с их стороны. На наш взгляд было бы более целесообразно разработать индивидуальные обучающие программы, дающие возможность в короткие сроки восполнить пробелы в знаниях и обучаться в классах, соответствующих возрастным данным.
И.В. Кучеренко – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Ростовской области