Развитие системы исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных в начале 20 века в советской россии

Одной из наиболее острых социальных проблем в истории развития общества была преступность несовершеннолетних осужденных. Данное обстоятельство обусловлено тем, что несовершеннолетние правонарушители представляют особую группу в силу несформированности личностного уровня и наличия неустойчивой самооценки, что способствует накоплению отрицательного социального и индивидуального опыта. Преступность несовершеннолетних – феномен, во многом отражающий уровень общественного развития. Поэтому именно анализируемой проблеме традиционно отводилось большое внимание.

Однако, социальная проблема преступности несовершеннолетних решалась по-разному в различные исторические периоды.

В литературе отмечается, что становление и развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников начинается с утверждения 5 декабря 1866 г. императором Александром II закона «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», который впервые в истории пенитенциарной системы России предусмотрел создание учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними заключенными.

Следует подчеркнуть тот факт, что в России первые заведения для несовершеннолетних правонарушителей возникли в начале 19 века, т.е. значительно позже, чем на Западе. Поэтому вполне естественно, что при их создании в основу деятельности был положен западный опыт.

В 1900 г. в России насчитывалось 45 исправительных учреждений для несовершеннолетних, которые в городах носили название приютов, а в сельской местности - земледельческих колоний. Самым крупным учреждением считалась Петербургская колония на 200 человек; в московском Рукавишниковском приюте могло разместиться 120 человек. В Полтавской колонии содержалось 30, Астраханской - 25, Черниговской, Тверской, Елецкой колониях и Тамбовском приюте - по 15 - 20 человек [1].

Значительным шагом вперед в вопросах исправительного воспитания были положения Закона 1909 г. о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних. В данные учреждения помещались «несовершеннолетние от 10 до 17 лет, признанные виновными в совершении какого-либо преступного деяния по определениям и приговорам суда» [там же].

Основным средством исправления считалось образование: религиозное (с учетом верования), общее, профессиональное. Были созданы педагогические советы, в полномочия которых входило определение срока пребывания воспитанника в заведении, направление отбывших наказание в обучение к мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные и другие работы.

Также необходимо отметить, что исправительные заведения для несовершеннолетних осужденных создавались с целью отделения их от взрослых преступников, совместное пребывание с которыми негативно отражалось на нравственном и физическом развитии детей.

Принципиально новое решение борьбы с преступностью несовершеннолетних было определено Декретом СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних», упразднявшим суд и тюремное заключение. Защита интересов детей, воспитание из них полезных членов общества было основной задачей государства.

Учреждения для правонарушителей создавались в основном как интернатные заведения со строгим педагогическим режимом (детские дома I и II cтупеней, сельскохозяйственные колонии и др.).

Для несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления, правонарушителей-рецидивистов, не поддающихся исправлению мерами воспитательного характера, были созданы специальные исправительные учреждения.

ИТК РСФСР 1924 года, предусматривал организацию двух типов трудовых домов для несовершеннолетних (ст.47):

а) для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренных судом к лишению свободы;

б) для правонарушителей, лишённых свободы, из числа рабоче-крестьянской молодёжи в возрасте от 16 до 20 лет, которые совершили преступление вследствие малосознательности, нужды или случайно. Трудовые дома для несовершеннолетних просуществовали до 1930 года, в них широко применялась так называемая «прогрессивная система» отбывания наказания. В первой группе содержались рецидивисты, во второй – впервые осужденные и переведенные из первой группы в порядке поощрения. По мере исправления воспитанники переводились в третью группу. Четвёртая группа являлась «образцовой» и в нее зачислялись только действительно исправившиеся воспитанники.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года закрепил в ст. 39 организацию для несовершеннолетних правонарушителей школ ФЗУ (фабрично-заводского учения) особого типа. Это были учреждения полузакрытого типа, задачей которых являлось «подготавливать из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства и давать им на основе коммунистического воспитания знания, необходимые для активного участия в социалистическом строительстве». Ещё одним видом учреждений для несовершеннолетних правонарушителей были трудовые коммуны для несовершеннолетних правонарушителей, таких как Болшевская коммуна (1924 г.) и коммуна имени Ф.Э. Дзержинского (1927 г.), во главе которой с первого дня ее создания стал А.С. Макаренко.

После ликвидации в 30-х годах комиссии по делам несовершеннолетних, началась реорганизация системы исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних преступников. С 1943 г. начали функционировать воспитательные колонии НКВД для несовершеннолетних в возрасте 11-16 лет, совершавших мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, за которые возбуждать уголовное преследование было признано нецелесообразным.

В послевоенный период сложилась довольно стройная система специальных детских учреждений. Осужденные к лишению свободы под- ростки содержались в специальных учреждениях, которые назывались ТКН (трудовые колонии для несовершеннолетних), которые с 1970г начали называться ВТК (воспитательно-трудовые колонии).

Делая вывод, в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы, особую актуальность приобретает совершенствование деятельности учреждений для исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных. Будущее нашего государства зависит от того, как мыслит подрастающее поколение и какой образ жизни оно выбирает.

Также, необходимо отметить, что традиции начала 20 века, а именно интегрированный подход к несовершеннолетним осужденным, сейчас можно увидеть в проекте создания ювенальной юстиции.

Литература:

1. Груничева Г.А. История развития исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников // История государства и права. – 2006. – №7. – С.

2. Детков М.Г. Некоторые исторические и современные аспекты формирования системы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних // «Вестник института: преступление, наказание, исправление».

3. Кудимов А.Ф. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. – №3 (8). – С.

4. Новикова Ю. В. Воспитательные колонии и концептуальное развитие их в будущем России [Текст] / Ю.В. Новикова // Право: история, теория, практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 125-130.

5.Ковтуненко Л.В. История становления и развития воспитательных учреждений для несовершеннолетних в России [Текст] /Л.В. Ковтуненко// науч. статья : материалы из ИнВестРегион №4 (г.Воронеж, 2014г.). - С. 85

6. Кудимов, А.Ф. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершен- нолетних [Электронный ресурс] / А.Ф. Кудимов. – Режим доступа : http://www.coast.ru/referats/ librery1/editions/prison/10/02.htm

7. Гербеев, Ю.В. Об исправительных учреждениях для несовершеннолетних / Ю.В. Гербеев. – М., 1964. – С. 47-50.

8. Селянина В.В.Социально-историческое развитие воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних в России./В.В.Селянина//Науч.труд (2002г.)

Наши рекомендации