Нормативные и ненормативные семейные кризисы

Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет со­бой нормативный кризис (т.е. являющийся нормой) в развитии семейной системы, содержание которого — в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьёй, и характером взаимодействия и общения между членами семьи. Каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно-функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решение вопроса о главенстве и лидерстве и распределение ролей. Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие. Кризисы развития семьи, так же как и кризисы индивидуального развития, являются необходимыми для успешного становления семейных отношений. При этом семья так же, как и индивид, при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» — он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.

Наряду с нормативными кризисами можно говорить и о ненормативных кризисах семьи, вызванных такими событиями, как развод, супружеская измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности и т.д.

Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические. К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родителя или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание кого-то из ее членов.

Длительные стрессоры действуют по принципу «капля камень точит» и включают такие факторы, как неблагоприятные .жилищные и материальные условия; высокая эмоциональная напряженность и значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности; бытовые нагрузки; нарушение межличностной коммуникации и длительно сохраняющаяся конфликтность как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах.

Способность семьи противостоять стрессогенным факторам определяется ее сплоченностью и наличием внутренних и внешних ресурсов проти­водействия стрессу. Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации к новой ре­альности.

5. Стадии родительства.

Поскольку важнейшей стержневой функцией современной семьи признается функция родительства и воспитания детей, переход семьи на качественно новую стадию своего развития определяется решением задач рождения и воспитания детей. Стаж супружества не определяет стадию жиз­ненного цикла семьи.

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.

1. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.

2. Стадия выкармливания длится примерно 2—3 года — до того момента, когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с потребностями малыша.

3. Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

4. Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

5. Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.

Стадия расставания приходится на время, когда выросшие детипокидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.

Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и, наоборот.

6. Модель эффективной гармоничной семьи

Базовые элементы:

•разделенное членами семьи семейное самосознание (сознание общности «Мы»), основанное на близких эмоционально-позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы —- одна семь я», а не «Я в семье»);

•уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и хорошее самочувствие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;

•взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей между супругами;

•эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отно­шения, обеспечивающие защиту и безопасность ребенка; процесс воспитания и социализации ребенка на основе уважения и принятия его прав; поддержка по отношению к другим, уязвимым членам семьи;

•наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безо­пасность, психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи, социальной группы (друзья, знакомые, коллеги), системы социальных институтов (общество в целом).;

•организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, после­довательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;

• адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмо­циональной напряженностью в семье за счет эффективной реализации психотерапевтической ее функции;

•открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и ясностью правил и ролевых ожиданий. Цель коммуникации — обеспечить возможность свободного выражения чувств эмпатии, эмоциональной поддержки, преобладание позитивного эмоционального фона;

•эффективное разрешение проблем и конфликтов;

•разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех сосущест­вующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации.

В целомгармоничную семью можно определить как семью, характе­ризующуюся:

теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти (А.Е. Личко).

Предназначение семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. Воспитание приобретает характер равноправного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении прав ребенка и, в частности, признании его права на самостоятельный выбор жизненного пути.

Наши рекомендации