Количественный состав группы
Идеальное количество человек в группе – 12 +/- 2.
Минимальное – 8 человек (меньшее количество не создает нужной групповой динамики – см. тему 4) .
Максимальное – 16 человек. Большее количество затрудняет работу тренера в связи с необходимостью распределения внимания между всеми участниками. Кроме того, группа численностью более 15-16 человек перестает работать как единое целое и начинает делиться на подгруппы. Все это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, уменьшению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условий для проявления активности каждого человека.
Известны тренинги, проводимые с пятьюдесятью и большим числом участников. В таких случаях ведущий обычно использует помощь нескольких ассистентов; большинство упражнений проводится в подгруппах, на которые дробится основная группа. Многие тренинговые ведущие, однако, считают, что развивающая работа в больших группах гораздо менее эффективна, поскольку не позволяет организовать достаточное число интеракций (взаимодействий) между участниками и не в пропорциональной степени включает активность всех. К тому же есть опасность возникновения неподконтрольных тренеру эмоциональных реакций и смысловых фиксаций.
3.3. Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы
Таблица 2.
Обязательные и добровольные группы
Способ набора | Обязательные группы (существуют в рамках учебного процесса - в школе, в ВУЗе; на предприятиях и в организациях) | Добровольные группы (участники самостоятельно приходят по объявлению) |
Плюсы | - стабильность состава (группа существует в одном и том же составе от начала и до конца всего тренинга) | - есть заинтересованность - высокая мотивация - есть возможность регулировать состав группы на этапе набора |
Минусы | - низкая или разноуровневая мотивация - возможный негатив по отношению к тренеру на начальном этапе работы | - возможная нестабильность состава - разнородность мотивации |
Особенности работы | - необходимо снять негатив (через присоединение к группе, аттракцию) - обязательное индивидуальное целеполагание с каждым участником (что может взять полезного из тренинга лично он) - необходимо снять страхи и опасения - обязательная «привязка» всего происходящего к основной деятельности и к потребностям участников группы | - группа держится на постоянном интересе, необходима новизна и необычность - необходимо соблюдать баланс серьезных и развлекательных упражнений - занятия нужно завершать «на самом интересном месте» (создавать мотивацию на дальнейшее посещение) - каждое занятие должно быть целостным и завершенным |
3.4. Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы
Гомогенная группа – группа, все участники которой имеют одинаковые характеристики по каким-либо параметрам.
Гетерогенная группа – группа, участники которой имеют различные характеристики по каким-либо параметрам.
Значимые критерии гомо/гетерогенности группы:
1. Основные критерии – учитываются всегда
· пол
· возраст (возрастная группа)
2. Дополнительные критерии – могут учитываться либо не учитываться в зависимости от специфики тренинга
· образование
· социальное положение (статус)
· уровень интеллекта
· сферы деятельности (профессия)
· интересы
· личностная проблематика участников
· тип личности и стиль поведения
· убеждения и ценностные ориентации (в том числе и религиозные)
· цели участия в группе
· другие
Таблица 3
Гомогенные и гетерогенные группы
Состав (определяется по значимым в данном тренинге критериям) | Гомогенные группы | Гетерогенные группы |
Плюсы | - изначально более склонны к сплоченности, быстрее формируется доверие в группе - психологическая атмосфера более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно - участники группы охотно оказывают друг другу эмоциональную поддержку | - участники получают более разнообразный опыт (связано с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности, переживаемых эмоций, способов поведения и т.д.) - группу можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире - у участников есть возможность получить опыт личностного общения с непривычными им категориями людей |
Минусы | - недостаточная почва для споров, что приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, необходимых для успешной работы группы | - первое время в группе сильно действие социальных стереотипов - потенциально высокая конфликтность - существует возможность изоляции отдельных участников или разделения группы на группировки |
Особенности работы | - необходимо дополнительно стимулировать групповую динамику - давать динамические (активные) упражнения | - необходимо уделить больше внимания сплочению группы на первых этапах работы - необходимо следить, чтобы участники не создавали группировки по сходству признаков - давать упражнения на снятие напряжение |
По мнению ряда тренеров, группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показана большая гомогенность (сходство между участниками); группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.
Деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин.
3.5. Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности
Таблица 4.