Игры и упражнения для самопознания

Каждому участнику группы предлагается назвать свое имя, придумать себе еще одно (ласковое) и на невербальном уровне выразить чувство любви к себе (жестами, интонацией, тембром голоса).

„Самокритика". У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, разделяют на три полосы по вертикали.

1-я графа. „Кто я?". 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.

2-я графа. „Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?" (можно выбрать одного из них).

3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Выделяет, в чем сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения — она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. По количеству совпадений можно предполагать степень открытости человека.

При обсуждении следует обратить внимание на то, что не всегда открытость человека в общении говорит о его личностной открытости. Обсудить, когда легче общаться с человеком: когда он „открыт" или „закрыт"?

3. Выписать по порядку 10 слов, фраз, которые характеризуют участника. Проранжировать эти характеристики от наиважнейшей (1 балл) до наименее важной (10 баллов). Проанализировать, что относится к положительным качествам, что к отрицательным, сколько нейтральных (ролевых).

Выделить 2 качества, которые ваш друг счел бы наиболее присущими вам, и 2, которые он считает наименее характерными. Совпадает ли его мнение с вашим? Можно предложить знакомому заполнить 10 пунктов по тому же образцу. Сопоставить результаты.

Выбрать отрицательные самохарактеристики и переформулировать их так, чтобы сделать позитивными (у меня мало друзей — я дружу с немногими, но верными и надежными людьми).

4. „Проективный рисунок". Всем предлагается выполнить 2 рисунка: „я такой, какой есть" и „я такой, каким хочу быть". На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.

Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке — не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.

При обсуждении отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

5. „Инвентаризация". Мы привыкли считать, что работа над собой или самосовершенствование предполагает анализ ошибок и борьбу со своими слабыми сторонами. Однако есть одна не менее (если не более) важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе друга и помощника. У каждого из нас есть сильные стороны, но обнаружить их в себе оказывается порой довольно нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней опорой. Как ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Давайте попробуем. Каждый член группы расскажет о себе очень коротко — о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему уверенности в себе, доверия к себе в разных ситуациях.

Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может явиться точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаляйте своих достоинств, говорите прямо, без обиняков, без всяких „но", „если" и т. д.

Упражнение выполняется всеми по очереди.

6. „Самое хорошее и самое плохое". На листе бумаги в столбик выпишите 5 самых приятных событий в вашей жизни; после каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Выпишите 5 неприятных событий из вашей жизни; после каждого пункта отметьте, из-за кого или из-за чего произошло это событие.

При обсуждении полученных результатов, обратить внимание на следующее:

— какие события вспомнились легче;

— из-за кого произошло большее количество событий (приятных, неприятных) от общего числа.

Произвести подсчет. Общее число событий — А. События, которые произошли „благодаря мне" — X. Найти отношение: (Х:А) х 100%.

Полученное число — это степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих. В процессе обсуждения можно обговорить такие словосочетания, как „не могу" и „не хочу". „Не могу" — „что же мешает?" Лучше это разбирать на каком-либо конкретном примере, предложенном участниками. Обсуждается проблема: мера ответственности человека за свою жизнь, эффективность общения с другими людьми.

7. „Конфликт в транспорте". В классе устанавливаются два стула рядом, имитируя парные сиденья в автобусе, один стул устанавливается впереди. Два участника уходят за дверь и там получают инструкцию ведущего: «Сейчас вы войдете в автобус, вам нужно поговорить. Постарайтесь сесть вместе». Третий участник упражнения занимает одно из двух спаренных мест, получив от ведущего инструкцию: «Ты освободишь это место, когда почувствуешь, что хочется это сделать. Ориентируйся на собственное внутреннее состояние». Перед остальными участниками ставится задача — быть наблюдателями того, что произойдет в „автобусе", и сделать анализ происходящего.

Произошедшее анализируют участники „дорожно-транспортного" конфликта, затем — зрители. Примерные вопросы для анализа.

Почему он (она) все-таки уступил (а) свое место?

Были ли моменты, когда тебе хотелось освободить это место?

Опиши чувства, которые ты испытывал.

Чей способ решения задачи был наиболее успешен?

Что именно было причиной успеха?

Вариант.

Работа в группах. Учащиеся делятся на группы по 3—5 человек по случайному принципу. Для этого можно использовать разноцветные квадратики, различные символы.

Каждая из групп получает задание: в течение 3—4 минут показать сценку „Конфликт в транспорте". Время на подготовку 3—5 минут.

Примерные вопросы для анализа.

Что было общего во всех сценах (чем они были похожи)? Какие слова (интонации) наиболее часто встречаются в подобных ситуациях? Что, на ваш взгляд, стало причиной данного конфликта?

Наши рекомендации