Фактор отношения к нам
Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является всё, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем больше сходство его взглядов с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.
Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.
Обратная связь – это сообщение, адресованное человеку о том, как другой человек его воспринимает, что чувствует при общении с ним. Существуют следующие правила обратной связи:
-говорить о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают какие-либо чувства;
-если говорить о том, что конкретно не нравится в данном человеке, то отмечать то, что он сможет при желании в себе изменить;
-не давать оценку.
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин социальная перцепция, т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным» он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Эффекты стереотипизации:
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
Эффекты последовательности:
-Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
-Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
-Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
-Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
-Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
-Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
-Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
-Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
-Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
-Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
-Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
-Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
-Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
-Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
-Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
-Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.
Задание 3
Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп и классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп и классов - а) стереотип
СТЕРЕОТИП (STEREOTYPES) - это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу.
В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека.
Навешивание ярлыков: человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками
- "Блистательная неопределенность"', использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", "общечеловеческие ценности", "в интересах закона" и т.д. Вариант для общения с руководством: "Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!"
- Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа "по многочисленным просьбам трудящихся"..., "все россияне единодушно поддерживают..." и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа "в коллективе есть мнение...", "коллектив считает, что…"
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать - б) предубеждение
ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ (PREJUDICE) - этот термин обычно используется в литературе, посвященной исследованиям расовых отношений, для обозначения индивидуальной антипатии или активной враждебности по отношению к другой социальной группе, определяемой, как правило, на основании расы. Предубеждение, которое часто является объектом психологического исследования, следует отличать от дискриминации, то есть результата социальных процессов, ставящих социальные группы, которые определяются на основании расы, в невыгодное положение. Предубежденные индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности, а могут и не принимать в ней никакого участия.
Заключение
Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Человек не может существовать отдельно от общества.
Рассмотрев подробнее некоторые социально-психологические процессы в деловом общении, мы узнали, что общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, а также описали виды и функции общения. Далее мы определили роль восприятия в процессе общения и рассмотрели ошибки восприятия.
В заключение соотнесли и охарактеризовали понятия «стереотип» и «предубеждение» и их определения, привели конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления.
Список использованной литературы:
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. * 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 415 с.
2. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 356
3. Рогозин Ю.П. Секреты общения. - М.: Знание. 1991. - С. 5.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 634-635
5. Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко Большой психологический словарь
Дата: 24.03.2013 Подпись: