Задание: определите тип отношения к болезни; назовите фактор, являющийся особенно патогенным и влияющим на течение данного заболевания

Задача № 17

Пациент М. (43 г.) находится в стационаре по поводу пневмонии, жалуется на нарушение сна в течение последней недели. Не может заснуть до глубокой ночи вследствие семейных неурядиц.

Диалог палатной медсестры и пациента:

Медсестра: Примите за 30 мин до сна снотворное и будете спать спокойно.

Пациент: Сестра, я боюсь привыкания к таблеткам, да к тому же после приема снотворных ощущаю головную боль и состояние разбитости.

Медсестра: Как все надоело, жалуетесь по любому поводу, тут копейки получаешь, и надо всем угождать. Семейные проблемы решайте сами, это не моя обязанность.

Задание: определите тип медсестры по И. Харди, объясните свой выбор.

Задача № 18

Ребенок в возрасте 5,6 месяцев был госпитализирован в больницу в связи с впервые развившимся у него приступом бронхиальной астмы. После попадания в больницу мальчик выглядит напуганным, демонстрирует потерю уже ранее приобретенных навыков (самостоятельное питание и одевание, засыпание, навыки общения со взрослыми) и настаивает на том, чтобы маме разрешили постоянно находиться у него в палате. На вопросы палатной медсестры отвечает кратко или не отвечает совсем. Медсестра вынуждена кормить, ежедневно одевать ребенка после сна и раздевать перед сном.

Задание: определите расстройство, наблюдающееся у ребенка, объясните возможный механизм возникновения данного расстройства.

Задача № 19

Больная (42 г.) поступила в неврологическое отделение с жалобами на внезапную потерю чувствительности в нижних конечностях возникшую сразу после скандала с мужем. Считает себя тяжело больной и нуждающейся в постороннем уходе. В течение полугода муж настаивает на разводе и встречается с другой, более молодой женщиной. Находится в ясном сознании, объективное неврологическое исследование не выявило органических нарушений нервной системы. Больная довольна тем, что муж два раза в день навещает ее и озабочен состоянием ее здоровья. После консультации заведующего неврологическим отделением принято решение о переводе больной в отделение неврозов.

Задание: определите расстройство, объясните пусковой механизм патологического процесса и начальной стадии его развития.

Задача № 20

Больная (30 лет) обратилась в очередной раз к терапевту с жалобами на внутреннее беспокойство, нарушенный сон, страх по ночам и сниженное настроение, быструю истощаемость внимания, трудность сосредоточения. Кроме того ее беспокоят неприятные ощущения в области сердца, затрудненное дыхание, отрыжка и ком в горле, ощущения покалывания в языке, кончиках пальцев рук и ног. В поликлинику обращается регулярно, 1-2 раза в неделю. Многочисленные обследования различных органов и систем не показали каких-либо тканевых изменений в органах и системах. Врач относила пациентку в категорию «трудных больных», испытывая при этом определенную беспомощность.

Задание: определите нарушение, объясните особенность предъявляемых жалоб.

Задача № 21

Девочка (10 лет) стала отказываться от приема практически любой пищи, вскоре у нее появились клинические симптомы истощения. Каждый прием пищи становился поводом для бурных сцен, завершавшимися проглатыванием нескольких кусочков пищи. Общеукрепляющее лечение у педиатра не дало никакого результата. До возникновения данного состояния пациентка обычно принимала пищу вместе с мамой и двухлетней младшей сестрой, которую кормила под пристальным наблюдением матери. У пациентки регулярно появлялось желание переключить во время процесса еды внимание матери и няни с кормления младшей сестры на себя. Девочка понимала, что тем самым пытается отнять любовь матери и няни к младшей сестре, и хотела сама получать их любовь. Это вызывало у нее чувство вины. Кроме того, она испытывала сильную злость на родителей за то, что они много внимания уделяют ее сестре и совершенно недостаточно самой пациентке. По рекомендации психиатра родители стали обедать вместе со старшей дочерью (пациенткой) в ресторане, подчеркивая при этом, что посещение ресторана доступно только старшим по возрасту детям. Отказы от приема пищи прекратились после этого практически сразу.

Задание: определите заболевание и психологический фактор, сыгравший значительную роль в развитии данного заболевания.

Задача № 22

Больной А. (46 лет) лечился в терапевтическом отделении по поводу язвенной болезни желудка в стадии ремиссии. К состоянию своего здоровья всегда относился внимательно, подчас с мнительностью, застреванием на переживаниях, связанных с заболеванием. Два года назад после операции по поводу рака желудка умер сосед по квартире. Вскоре после этого больной обратился к врачу с жалобами на боли в области желудка, раздражительность, утомляемость и плохой сон. Во время обследования в стационаре установлен диагноз «хронический гастрит» с пониженной секреторной функцией. Выписан со значительным улучшением, однако через 6 месяцев состояние ухудшилось и при повторном стационарном обследовании был установлен диагноз «язвенная болезнь желудка». У больного нарастали тревожность, раздражительность, быстрая истощаемость, все внимание фиксировалось на возможных последствиях, особенно беспокоила мысль о раке желудка. Разубеждения о несостоятельности опасений достигали положительного эффекта но на непродолжительное время. В процессе лечение состояние нормализовалось, пациент стал строить реальные жизненные планы на будущее.

Наши рекомендации