Каковы основные причины возникновения конфликтов в коллективе у младших школьников
— В основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки («он умеет читать, а я – нет»), по причине разного возраста одноклассников («я тебя старше, так что ты вообще помолчи») и – естественно — разного пола (я мальчик – я сильнее).
Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: «а я привез себе ручку из Парижа», а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп… И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы! Я как представитель дошкольного образования могу сказать, что дети с пяти лет осознают социальное расслоение.
Второй показатель расслоения — это питание. Медики настаивают на практически стопроцентном питании детей в школах, что связано с желудочно-кишечными заболеваниями. А что получается: ребенок воспитывающийся в состоятельной семье, привыкает к изыскам, к ресторанам и проч. Естественно школьное питание не соответствует такому меню. И есть другие дети, у которых школьное питание является единственным шансом поесть. В старших классах (5-6) уже дети соревнуются — кто питается, а кто нет,— т. е. «Я не буду! У меня есть карманные деньги я лучше что-нибудь куплю в буфете или в киоске!»
Следующая проблема: разный пол…
— Проблема пола — это то, что называется «гендерным аспектом» образования. Она очень широко обсуждается и это связано с признанием того, что девочки и мальчики с рождения развиваются по-разному. До 10–11 лет девочки всегда превышают по развитию мальчиков и в начальной школе заведомо лучше учатся. Требовать от мальчика, чтобы он показывал невероятные успехи в начальных классах — не стоит. Но ведь мы знаем: все отличницы девочки, но все великие ученые — мальчики. Их время придет к подростковому возрасту и будет длиться почти всю жизнь.
Факторы, способствующие возникновению конфликтов:
- начало формирования отношений с классным коллективом
-преобразование социальной ситуации развития
- значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии
- неустойчивость внимания младшего школьника, так как, во-первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-вторых, проявляется естественное стремление к подвижности, вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом деятельности продолжительное время, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение;
- недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, не имеют место глубокие потрясения;
- отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, преобладание стиля поведения на интуитивном уровне;
- преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности.
Как отмечает С.Л.Рубинштейн, механически, в силовом порядке подавлять конфликты невозможно, также невозможно их «искоренять»; вместе с тем их необходимо умело распознавать и регулировать их функционирование. Таким образом, в способности разрешать конфликты, возникающих в деятельности ребенка, отражаются его потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и интересы. Способность разрешать конфликты обусловлена установками. На образование социальных установок оказывает влияние та социальная среда, в которой
ребенок находится в состоянии тесного контакта: семья, учителя и референтная группа.
Ребенок является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности. Активность, в
свою очередь, выступает как деятельностное состояние организма. Конфликтные проявления, таким образом, выступают как форма позитивной активности, направленной на разрешение проблемных ситуаций. Однако неизвестно, каким образом и в силу каких психологически обоснованных причин возникает способность разрешать конфликты. понятие «способность разрешать конфликты» характеризует в обобщенном виде процесс осмысления младшим школьником ситуации, требующей проблемного разрешения в соответствии с усвоен-
ной им системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, что позволит ему активно функционировать в соответствии с общественно принятыми от-
ношениями. Способность разрешать конфликты является атрибутом образа жизни личности и в тоже время рассматривается как условие успешности ее результатов. Адекватным условием способности разрешать конфликты является культурная само актуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: 1) Способность разрешать конфликты в младшем школьном возрасте у детей направлена на разрешение проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения и
воспитания. 2) Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций оказывает продуктивное влия-
ние на развитие младших школьников и их коррекцию. 3) Регуляция деятельности при разрешении противоречий обнаруживает тип реакций у младших школьников в зависимости от уровня: является ли он низким, нормальным или высоким. 4) Способность разрешать конфликты служат адекватному формированию личности детей. 5) Вид конфликтного взаимодействия у младших школьников зависит от способа разрешения противоречий: являются ли
они насильственными или вертикальными, открытыми или межличностными. можно выделить следующие основные позиции отечественных исследователей в отношении разрешения объективно существующих конфликтов:
1) прямые и косвенные методы угашения конфликтов;
2) контроль эмоций, выяснение причин, поиск и выбор правильного решения, то есть анализ структуры конфликта;
3) метод интроспекции;
4) привлечение третьей стороны.
При рассмотрении способов разрешения конфликтных ситуаций, предлагаемых зарубежными исследователями необходимо отметить, что все они носят в основном практико-ориентировочный характер.
Итак, согласно исследованиям М. Дойча, разрешение конфликта зависит от решения трех центральных вопросов:
1) каковы условия, которые необходимы для разрешения институциализации и регулирования конфликта;
2) каковы условия, создающие возможность урегулирования конфликта непосредственно самими сторонами, включенными в него;
3) каковы условия, при которых возможно конкурентное или кооперативное разрешение конфликта.