Социальная адаптация длительных безработных
Оказание психологической помощи, система реабилитации – необходимые условия активизации самостоятельной поисковой деятельности безработного. Поэтому в программе занятости должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на психологическую коррекцию состояния безработных. Важнейшей проблемой является разработка психологических основ переобучения взрослых людей, уже сложившихся специалистов, потерявших работу, новым профессиям, имеющим спрос на рынке труда. Профессиональное обучение и переобучение безработных рассматривается в системе службы занятости как одна из важнейших форм социальной поддержки людей, потерявших работу. На это расходуются значительные средства. Психологическая служба могла бы внести существенный вклад в повышение эффективности профессиональной подготовки. К сожалению, в современной прикладной психологии недостаточно разработаны проблемы профориентации и переподготовки взрослых людей. Подбор безработному новой профессии зачастую строится по аналогии с профориентационными рекомендациями для молодых людей, не имеющих профессии. Специалисту предлагают забыть все и начать заново, без оценки сложившихся к данному моменту возрастных и профессиональных возможностей человека. Необходим учет психологических особенностей «меняемых» (нового и старого) видов трудовой деятельности, чтобы избежать интерференции навыков, а также учет перспектив и «цены» освоения новой профессии. В условиях свободного рынка труда и без привычной гарантированной занятости люди, не способные в короткий срок качественно освоить новую профессию, вновь оказываются безработными, еще более ухудшая свое положение. В связи с появлением безработицы нужна целостная психологическая концепция профессиональной переориентации взрослого населения. Ее цель – выявить закономерности, механизмы и латентную структуру процесса перехода взрослого человека к новой деятельности, создать соответствующий концептуальный аппарат, определить формы и методы помощи безработному в нахождении нового профессионального пути со стороны службы занятости. В этом русле важна разработка способов формирования соответствующей мотивации к переобучению и постоянной психологической готовности к смене профессий. Сейчас у многих безработных можно наблюдать определенный психологический барьер в выборе новой профессии, особенно у людей с высшим образованием при обучении рабочим профессиям, которые пользуются устойчивым спросом на рынке труда, или профессиям, связанным с коммерцией. Назначение социально-психологической адаптации состоит в том, чтобы выработать у безработных граждан личностные качества, необходимые для трудоустройства в форме найма или самозанятости. К требуемым личностным качествам относятся, например, способность понимать жизненные ситуации и адекватно на них реагировать, не впадая в состояния паники или апатии, умение изменять свое поведение в соответствии с ситуациями, навыки самоопределения, стойкая мотивация к достижению и др., а также некоторые «технические» навыки, например умение заинтересовать работодателя предложением своего труда и т. п. Понятие психологической адаптации предполагает освоение комплексной программы, позволяющей клиенту осознать свое место в мире, ставить реальные жизненные цели и добиваться их достижения [5]. Для безработного гражданина, не находящего спроса на свой труд, это прежде всего означает определение желаемой и возможной сферы деятельности и путей проникновения в эту сферу в реальных условиях.
В качестве результатов адаптации могут быть названы:
психологическая зрелость;
умение строить общение (коммуникативная компетентность);
навыки самоопределения;
мотивация к достижению;
навыки саморегуляции;
владение основами общеэкономических и правовых знаний, необходимых для понимания современной ситуации в стране и, следовательно, исключения психологического напряжения, страха за будущее, возникающего при непонимании;
умение получать, систематизировать, интерпретировать информацию о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и т. д., а также использовать ее для собственного трудоустройства и др.
Цели личностной адаптации определяются каждым безработным индивидуально при помощи опытного психолога-профконсультанта по результатам самоопределения и диагностики. Целеопределение опирается в первую очередь на анализ и формирование мотивационной сферы клиента.
Как известно,мотивыявляются важнейшим компонентом психологической структуры деятельности человека; мотив есть необходимый компонент процесса, ведущего человека к осуществлению реального целенаправленного действия. Более того, по мнению ведущих ученых, мотивы поведения людей, сформированные соответствующим образом, оказываются основным фактором повышения их психологической устойчивости для деятельности в нестабильных ситуациях. Психологическая устойчивость личности предполагает сохранение в трудных ситуациях психических процессов и состояний, которые позволяют действовать осмысленно и целеустремленно. Анализ выявляет сложную структуру детерминации жизнедеятельности человека:
-диалектика внешних и внутренних побуждений;
-диалектика сознательного и бессознательного;
-природные (органические, или биологические) потребности;
-потребности, обусловленные специфическими социальными факторами;
-динамические и содержательные аспекты мотивации и т. д.
С этих позиций необходимо изучение мотивационной сферы личности безработного (его потребностей, интересов, целей, влечений, стремлений, желаний, установок, идеалов, эмоций, воли, роли бессознательного и т. п.), что позволит составить самому безработному гармоничный баланс критериев для наиболее адекватного выбора в профессиональной среде.
Существенной характеристикой понятия «мотив» признается трактовка его как внутреннего импульса, психофизиологического образования, непосредственно побуждающего индивида к конкретному действию или бездействию, физическому или духовному.
Понятие «мотивация» рассматривается гораздо шире, в применении к более широкой сфере активности (деятельности, поведения). Мотивация трактуется как процесс побуждения и как его результат, и как совокупность факторов, детерминирующих активность на разных уровнях в разные временные рамки сообразно окружающей социально-экономической среде.
Процесс мотивации обусловлен сознанием (осмысливаются влечения и эмоции, осознаются ценности, стремления, глубинные потребности, волевые проявления) как сознательный выбор решения для конкретной ситуации действия. Важно понимать, что смыслообразование порождает новую мотивацию: каков смысл деятельности, таков и мотив. Осознание своих мотивов может иметь двоякое следствие: появление целей-мотивов, когда новая внешняя мотивация совпадает с уже имеющимся внутренним мотивом и принимается субъектом, не меняя общую направленность его действий, и возникновение целей-антимотивов, когда мотивация внешняя и внутренняя не совпадают, противоречат друг другу, и активность субъекта будет направлена на подавление одной и реализацию другой мотивации, что наблюдается в среде безработных.
Трудности этого конфликта – следствие недостаточной включенности человека в свою общественную среду, недостаточное освоение общества как своего, результат нравственной незрелости, инфантильной позиции потребителя, позиции «Я за бортом жизни», а не участника общественных процессов.
Цель- мотив быстрого трудоустройства характерна для лиц, осознавших свои потребности, реально воспринимающих свое «Я» и окружающую действительность, склонных к компромиссам, умеющих нести ответственность за свои решения и поступки, честно воспринимающих себя и не играющих в «прятки» с окружающими их людьми. Этот тип личности встречается реже среди безработных. Чаще встречается тип личности, не умеющий без внутреннего конфликта понять свои трудности, определить цели деятельности, тем самым человек вводит себя в состояние страха, провоцирует затяжной стресс. В конечном итоге это приводит к формированию целей -антимотивов, уклонению от активной деятельности по принципу «посижу и подожду – авось, что переменится», не подозревая, какой ущерб они наносят этим своему психическому здоровью.
От пережитого неуспеха рождается чувство личностного неудовлетворения, эмоционального неблагополучия, происходит рассогласование между результатом деятельности человека и уровнем его притязаний, отчего самооценка либо падает, либо резко возрастает, и появляется упорное нежелание снизить ее уровень (проявление защитного механизма), настойчивое стремление к самоутверждению, складывается неадекватное отношение к действительности, так называемый эффект неадекватности. Поведение, поиск работы носят характер нервозности. Ситуация воспринимается с позиций «НЕ»: «не понимают», «не хотят», «не берут», «не устраивает» и т. д. Неуспех для безработного воспринимается трагедией, накладывая разрушительный отпечаток на его личность, семейные отношения, дружеские связи и т. д. И уже без помощи специалистов различного профиля выйти из этой ситуации нелегко. Возникает сделка с совестью: быть безработным выгодно, так как еще несовершенны экономические и финансовые рычаги, основная масса принимает позицию «ребенка», которому «все должны», потому что он несчастный. Это позиция людей, живущих под чужую ответственность, ждущих заботы о себе, а не от себя, в конечном счете – нетворческая, безынициативная, пассивно-потребительская позиция. Создается изначально конфликтная ситуация между безработным и специалистами службы занятости. Начинается игра, бесплодное манипулирование временем, средствами, психическим здоровьем друг друга. Таким образом, нравственный аспект ориентации субъекта – один из самых главных – определяет моральный выбор мотива действия безработного. Движущей силой самораскрытия личности является мотивационное противоречие между тенденцией к активности (то есть потребностью работать, самореализовываться, получать вознаграждение за свой труд) и возможностями ее реализации – конкретными требованиями рабочего места (вакансии). Эти противоречия ведут к вышеперечисленным ситуациям, внутренним конфликтам.
Итак, основными задачами адаптации для каждого клиента являются анализ мотивационной сферы, формулирование и разрешение мотивационного противоречия. Этот процесс должен быть направлен на формирование цели-мотива быстрого трудоустройства и подавление цели-антимотива. В качестве промежуточных, но необходимых задач рассматривается достижение таких личностных и «технологических» результатов, как психологическая зрелость, коммуникативная компетентность, навыки самоопределения и др. Освоение умения получать, систематизировать, интерпретировать и использовать для собственного трудоустройства информацию о состоянии рынка труда и требованиях работодателей – задача, строго говоря, выходящая за пределы социально-психологической адаптации и выполняемая путем научения. Однако она должна решаться совместно с задачами социально-психологической адаптации, образуя вместе с ними логически законченный комплекс, приводящий клиента к практическому завершению адаптационной работы – трудоустройству.