Принцип углубленной специализации, направленности к высшим достижениям, индивидуализации и особенности его реализации в гимнастике
5.2.1. Единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям.В соответствии с этим принципом тренировка спортсмена должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить максимальный для каждого спортсмена или команды спортивный результат. Каждому этапу подготовки соответствует свой «максимальный» результат. Для начинающего спортсмена — норматив следующего спортивного разряда, для мастера спорта — норматив мастера спорта международного класса и т.д.
Принцип направленности к высшим достижениям выражается во все возрастающих требованиях к подготовленности спортсмена на каждом этапе многолетней тренировки.
Формирование установки на достижение спортивных высших результатов осуществляется под влиянием следующих факторов:
1) социальная значимость спортивных высших достижений в об-
ществе;
2) личные мотивы (внутренние побуждения, потребности) занятий
спортом (выполнить норматив мастера спорта, стать чемпионом страны,
мира, Олимпийских игр);
3) творческая активность спортсмена и тренера на пути к новым дос
тижениям (поиск новой техники, тактики, эффективных средств и мето-
дов тренировки);
4) уровень развития и организации спортивного движения в данной
стране (система соревнований, поощрения за спортивные достижения —
присвоение спортивных разрядов, чествование победителей крупнейших
спортивных соревнований, награждение их орденами, медалями и т.д.).
Принцип углубленной специализациипредполагает тренировку, построенную на использовании весьма специфических средств, адекватных существу соревновательной деятельности в данном виде спорта. Эти средства воздействуют избирательно и направленно, формируя морфологический и психофизиологический статус спортсмена, представителя именно данного вида спорта. Проявление принципа можно усмотреть в гимнастике уже на этапе ранней специализации в процессе овладения упражнениями в видах многоборья, при подборе средств СФП.
Принцип углубленной специализации предусматривает более строгий учет особенностей движений как вида спорта и нацеливает тренеров и гимнастов отдавать приоритет и преимущество в подготовке сугубо специализированными средствами.
Углубленная специализация невозможна без учета индивидуальных особенностей гимнастов, что предполагает подбор не только тренировочных средств в связи с отличиями одного гимнаста от другого, но и специализацию гимнастов как многоборцев с выделением некоторых видов многоборья для более углубленной подготовки. Определение гимнастам «ударных» видов, где они могут в большей степени проявить себя, специализация в этих упражнениях с учетом склонностей и возможностей стимулируют занимающихся, способствуют повышению их активности. Даже в рамках одного вида многоборья стоит поискать пути к углублению специализации. К примеру, композиции упражнений в каком-либо виде многоборья во многом зависят от склонностей гимнастов к силовым или динамическим элементам, пируэтным вращениям вокруг продольной оси тела или к сальтовым вращениям вокруг фронтальной оси и т.д.
5.2.2. Проблема индивидуализации нагрузки в гимнастике.Принцип индивидуального подхода является одним из основополагающих в гимнастике в силу самой специфики вида спорта. Индивидуализация в подготовке гимнастов проявляется в содержании произвольных программ, в применении приемов обучения, выборе вариантов техники и, конечно, в объемах и интенсивности нагрузки.
Однако в итоге — это лишь фон, на котором происходит реальная индивидуализированная работа с каждым гимнастом. Сказать, что индивидуализация становится более значимой по мере роста мастерства спортсмена, — значит умалить роль индивидуального подхода на этапах начальной подготовки. Более верно — определить существенное значение индивидуализации подготовки на всех этапах. Но в связи с тем, что группы новичков более многочисленны, осуществлять индивидуальный подход труднее. В работе же с небольшой группой гимнастов это делать значительно легче. С членами национальной сборной команды, с перспективными гимнастами роль индивидуализации возрастает.
В обобщенном виде проблему можно обозначить как соотношение, взаимосвязь общего и частного, единого и специфического. Индивидуализация — это проявление общих закономерностей в частном случае. Иногда это может выглядеть как отклонение от общих норм. Тренер должен чутко улавливать, где грань возможностей ученика, когда можно «прибавить», а когда этого делать не следует.
5.2.3. Критерии индивидуальной оценки нагрузки.Опыт работы с гимнастами высокой квалификации дает основание даже в таком очень «субъективном» виде спорта наметить более точные критерии индивидуальной оценки нагрузки.
Каждый элемент, составленные из них связки, соединения и комбинации, представляют для каждого гимнаста определенную трудность. В данном случае речь идет не о «номинальной» трудности элементов согласно таблице правил соревнований (А, В, С, D, Е).
Имеется в виду характер затруднений, испытываемых гимнастом в связи с выполнением каждого элемента (обучение, совершенствование, выполнение в составе соединения, комбинации). С некоторой долей условности, однако с достаточной степенью различения можно выделить физическую, техническую, психическую трудность, эмоциональное отношение к выполняемому упражнению.
Элемент может представлять физическую трудность из-за нехватки каких-либо физических качеств (к примеру, недостает статической силы удерживать крест, горизонтальный упор, нет достаточной силы толчка ногами для сальто с места и т.п.).
Технические трудности возникают в связи с непониманием техники, отсутствием должной координации движений (гимнаст физически готов выполнить двигательное действие, но ошибается в пространственно-временных параметрах, в степени мышечных усилий).
Психические затруднения проявляются в различной степени страха, боязни, неуверенности в своих возможностях. Внешне это проявляется в скованности движений, искажении техники, даже в отказе от выполнения задания.
Возможен детальный учет всех факторов, можно произвести подсчет количества очков или баллов, характеризующих степень трудности программы в данный момент для каждого гимнаста. Поясним этот прием.
Все элементы обязательной и произвольной программы на каждом виде многоборья путем анкетирования гимнаста получают очки (или баллы) в зависимости от степени трудности. Каждый гимнаст может достаточно уверенно оценить, к примеру, по пятибалльной шкале, насколько труден ему данный элемент (на сегодня) физически, технически и т.д. (табл. 4). Результаты заносятся в графу первого опроса и суммируются по горизонтали и вертикали. Таким образом выводятся коэффициенты индивидуальной трудности (КИТ) — (Лебедев, Смолевский) для упражнений в отдельных видах многоборья, отдельно для обязательной или произвольной программы и общий — суммарный КИТ (чем выше трудность, тем выше балл).
Через определенное время (месяц, этап и т.п.) подобным образом проводится второе контрольное анкетирование, а затем третье. В итоге тренер может определить следующее:
• по сумме баллов — общую напряженность тренировки данного спортсмена;
Таблица 4
Расчёт коэффициента индивидуальной трудности элементов (КИТ)
• характер индивидуальных затруднений;
• по данным второго и третьего контроля — динамику снижения напряженности и возможность увеличить нагрузку, включить в программу новый материал.
В примере можно видеть, что в период от первого контроля к последующему снижается трудность элементов в связи с лучшим их освоением. Наибольшую техническую и психическую трудность представляет новый для гимнаста соскок сальто назад. Желание освоить его велико (эмоциональное отношение — 1 балл).
Возможности метода индивидуализации нагрузки с помощью КИТ велики. К примеру, с выходом новой обязательной программы можно высчитать, какую трудность она представляет для ветеранов сборной команды, которые большинством элементов уже владеют, и для тех гимнастов, кому предстоит многие элементы осваивать впервые. Естественно, КИТ будет заметно разным и тренеру в этом случае легче корректировать нагрузку. Таким образом, КИТ всей программы занятий в любой момент круглогодичной подготовки может дать научно обоснованное представление о напряженности тренировки каждого гимнаста, что особенно важно при сопоставлении величин внешней и внутренней нагрузки.
Регулирование объема и интенсивности нагрузки, ориентировка на зоны малой, средней и большой нагрузки позволяют тренеру координировать содержание работы с состоянием гимнаста, с уровнем его функциональных возможностей. Знание способов коррекции нагрузки входит в число наиболее важных профессиональных качеств тренера.
5.3. Принцип прогрессирования и направленности к высшим достижениям
В соответствии с этим принципом тренировка гимнаста должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. Сама суть спорта — в стремлении к высокому результату. В спортивной гимнастике это особенно ощутимо, даже вне связи с балльным результатом выступлений в соревнованиях. Принцип «новизны» отличает гимнастику как вид спорта.
Имеется возможность постоянно овладевать новыми упражнениями прогрессирующей сложности, совершенствовать их композицию.
В перспективном плане тренировки необходимо определить программу-максимум для каждого гимнаста и группы в целом. Максимум, высшие достижения гимнастов — понятие относительное. Каждому этапу подготовки соответствует свой максимум, проявляющийся в трудности, оригинальности и рискованности осваиваемых упражнений, в объеме тренировочных нагрузок. «Потолок» для начинающего гимнаста — программа следующего спортивного разряда, а для мастера спорта — модельные упражнения гимнаста будущего.
Принцип прогрессирования, направленности к высшим достижениям заложен и в пунктах правил соревнований.
Данный принцип заложен и в «опережающих показателях» — специальных требованиях к технической и физической подготовленности перспективных юных гимнастов, заложенных в программу их подготовки и в содержание контрольных нормативов.
Достижение индивидуальных высших результатов, раскрытие потенциальных возможностей каждого гимнаста — главная забота тренера. Этого можно добиться при оптимальном значении всех параметров, характеризующих тренировочную, соревновательную и вспомогательную деятельность.