Формирование агрессивности и тревожности у детей с УО

Важный вклад в изучении эмоционального состояния и личности детей с нарушениями интеллекта внесли исследования Л.С. Выготского, Л.В.Занкова, В.И. Лубовского, М.С.Певзнер, О.Е.Шаповаловой и других. Следует отметить, что эмоциональное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью зависит от структуры, глубины, своеобразия дефекта, а такж имеющихся компенсаторных возможностей. Еще Выготский писал: «что умственно отсталый отличается от нормального не только наличием нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, но и характером взаимодействия этих двух сторон психики. Мышление может быть рабом страстей или их господином. Если у нормального человека поведенческие реакции и эмоциональные проявления регулируются интеллектом, то при умственной отсталости нередко поступки совершаются под влиянием эмоциональных импульсов.»

Таким образом развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка идет своеобразным образом. А именно:

1. Чувства детей с нарушением интеллекта долгое время недостаточно дифференцированы. Их переживания примитивны, нет дифференциации тонких оттенков переживаний.

2. Чувства детей с нарушением интеллекта часто неадыкватны. У одних наблюдается легкость и поверхность переживаний, быстрые смены настроения, у других же, наоборот, отмечается чрезмерная сила и инертность переживаний, которая может возникнуть по пустякам.

Эмоциональная незрелость детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в отсутствии живости, яркости эмоций. Наблюдается низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональное развитие задержано. (Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" .-- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.)

О. Е. Шаповалова занималась изучением эмоций УО школьников. Ею было отмечено, что в своих переживания УО школьники затрудняются в выделении главного от второстепенного. Вследствие чего они способны бурно реагировать по пустякам, а серьезные события могут не вызвать у них эмоций. Скудный жизненный опыт и интеллектуальный дефект сказываются на понимании и адекватной оценки жизненных ситуаций, в которых они находятся. Некоторые дети, оказываясь в незнакомой обстановке начинают прятаться, избегать контакта, молчаливы, другие же, наоборот, начинают бегать, кричать, хватать все, что вокруг них. (Шаповалова О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: Автореф. дисс. …докт. психол. наук. - Н.Н., 2006.- 47с., )

Л.М. Шипицына( Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. - СПб., 2002) исследовавшая тревожность у умственно отсталых детей, выявила, что у умственно отсталых детей, воспитывающихся в проблемных семьях, тревожность выше соответствующих показателей умственно отсталых детей, воспитывающихся в детском доме. Вероятно, это может быть связано с тем, что дети из детского дома находятся в более стабильной обстановке с постоянным режимом дня. Это обстоятельство является важным для детей с умственной отсталостью, так как их характерной особенностью является стереотипное мышление, трудно поддающееся переделке. Обследованные дети из семей, а эти семьи неблагополучные, часто находятся в состоянии эмоционального стресса, и поэтому, вероятно, уровень тревожности у них выше, чем у детей из детского дома.

Умственно отсталым бывает доступно понимание значения слова страх, но в то же время уровень усвоения этого и сопутствующих ему понятий является недостаточно высоким. Склонность к острым переживаниям, бездумным впечатлениям оказывается у этих детей значительно сильнее осознания нежелательности того или иного действия. В психике умственно отсталых отмечаются нарушения восприятия, мышления, воображения, а также повышенная внушаемость, поэтому различные воздействия на психику этих детей в виде фильмов-ужасов, «сказок-страшилок» и других вещей, вызывающих страх и переживания, могут оказать негативное влияние. Таким детям необходима помощь по преодолению страхов, особенно это касается детей, склонных к иррациональным, надуманным страхам.

В литературе рассматриваются разные определения понятия «тревожность». Так, по мнению А.М. Прихожан: «Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.» ( Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

Р.С. Немов считает, что тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. ( Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.)

Из этого следует, что под понятием «тревожность» обозначается состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству и имеет отрицательную эмоциональную окраску.

Авторами выделяется два основных вида тревожности (Р.С. Немов, 1994; A.M. Прихожан, 2000) :

1)ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

2) личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают характеризутся состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Проблемами преодоления тревожности у детей занимались такими психологи как Рогов Евгений Иванович, Раиса Викторовна Овчарова, Е. Савина и Н. Шанина, Маргарита Ивановна Чистякова и другие.

В настоящие время происходит увеличение числа тревожных детей, которые отличатся повышенным беспокойством. Они как правило не уверены в себе, эмоционально неустойчивы, беспокойны. У них отмечается низкая самооценка, они чувствительны к собственным неудачам.

У детей младшего школьного возраста преобладает ситуативная тревожность.

По некоторым источникам, тревога и страх как вторичные аффективные расстройства наблюдаются при различных видах дизонтогенеза, в том числе у детей с умственной отсталостью. (О.С. Шаповалова, 1998, 2003; Л.М. Шипицына, 1998)

Дети с различными видами дизонтогенеза представляют собой группу риска по развитию тревожно-фобических состояний, поскольку окружающий мир преломляется ими через не только незрелые, но и дефицитарные интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные структуры.

Любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой значительные изменения в поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение, Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической изоляции личности.

Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности. В психологии этим понятиям даются различные трактовки. Агрессивность определяется как:

- инстинктивная природа человека (Гоббсон Т., Лоренц К., Фрейд З.);

- как стремление к власти, господству (Альфред О., Моррисон Н.);

- реакция личности на враждебную окружающую действительность (Фромм Э., Хорни Л.);

- неотъемлемый элемент борьбы за свои права, за достижение желаемого результата (Степанов С.С.);

Как отмечал С.С. Степанов – агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба. Агрессия это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически.( Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: «Академия», 1996. – 123 с.)

В.В. Юрчук считает, что агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессии, неуютность, напряженность, страх боязнь, состояние подавленности. (Юрчук В.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1996. – 277 с.)

По мнению Р.С. Немова, «агрессивность» (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред другим людям и окружающему миру. (Немов Р.С. Психология 1 Т. – М.: «Владос», 1995. – 433 с.)

Н.И.Конюхов определяет агрессивность, как качество человека выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов. (3.Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения. – М.: «Мир», 1993. – 231 с.)

Е.Н. Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому. В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие. Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным.

( Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши от 2 до 7. – 1996. – 345 с.)

Психологический словарь под редакцией А. Зинченко предлагает следующее определение агрессии – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения. – М.: «Мир», 1993. – 231 с.)

Таким образом, из вышеперечисленных определений агрессии и агрессивности, мы согласны с выводами Р.С. Немова и А. Зинченко о том, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей.

Младший школьный возраст - это очень важный и сложный период в жизни ребенка по следующим причинам:

1.это время начала школьной деятельности ( начальная школа и переход в среднюю школу);

2.это период перед половым созреванием ребенка (далее начинаются гормональные изменения в организме, что влияет на психику ребенка);

Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивности, неуверенности в себе (О.В. Фролова). В большинстве случаев отмечается капризность, раздражительность, драчливость. Они с трудом ладят со сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Рано вовлекаются в асоциальные компании, легко приобщаются к употреблению алкоголя. В состоянии алкогольного опьянения становятся вспыльчивыми, придирчивыми. Среди умственно отсталых младших школьников встречаются и такие, у которых агрессия выражается в следующих формах: дети обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи; отмечается мстительность, иногда спустя некоторое время.

Дети - олигофрены не способны подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство. Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, агрессивность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие).

У некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии. Смещенное агрессивное поведении - важная форма защитного реагирования, поскольку она позволяет ребенку справиться со своей тревогой путем высвобождения агрессии в безопасных условиях.

Помимо полного отсутствия защитной агрессии можно наблюдать другую форму агрессивного поведения, если агрессия ребенка не регулируется страхами и другими эмоциями (например, любовь к тому человеку, на которого направлена агрессия). Как правило, такая импульсивная агрессия, направленная на разрушение барьера, наблюдается у эмоционально примитивных детей, для которых непереносимость барьера выражена сильнее, чем страх наказания за агрессию со стороны любимого ими взрослого. Особые случаи представляют те патологические варианты агрессии, при которых агрессия не только слабо тормозится страхами, но и связана с патологией влечений. К ним относятся:

• садистическая агрессия (удовольствие от агрессии и ее последствий сильнее, чем страх наказания);

• аутоагрессия (когда физическая боль переносится легче, чем психическое страдание, ибо служит формой выражения силы этого страдания; ослаблен инстинкт самосохранения);

• агрессия, являющаяся следствиями паранойяльной установкой ребенка (генерализованные страхи, искаженный инстинкт самосохранения).

Выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых младших школьников :

• агрессия как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебной деятельности;

• агрессия как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);

• агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении;

• агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях;

• агрессия при дистрофических нарушениях;

• агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения;

• агрессия как проявление групповой солидарности.

Таким образом, проблема агрессивности умственно отсталых младших школьников в настоящее время очень актуальна. Ее изучение, а так же выявление способов коррекции ведется активно, в различных сферах и направлениях.

Методы исследования

Исследование проводилось на учениках 3-4 классов Специальной (Коррекционной) школы № 142 8 вида. Выборку составили 20 семей – 20 родителей и 20 детей в возрасте 10-11 лет. Из них 9 девочек, 11 мальчиков. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ноябре-декабре 2014 года.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Подготовительный этап. Состоял в подборе методик в соответствии с целью, уточнялась схема исследования.

2. Второй этап. Осуществлялось эмпирическое исследование.

3. Третий этап. Заключался в математической и статистической обработке полученных эмпирических данных

4. Четвертый этап. Осуществлялась интерпретация и анализ полученных данных

В качестве методик исследования использовались:

1. Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин), направленный на выявление внутрисемейных отношений;

2. Методика «Кактус» (М.А Панфилова), направленная на выявление уровня агрессивности;

3. Методика « Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В.Амен),направлена на выявление уровня тревожности.

4. Методика «Изучение агрессивности ( карта наблюдений Д. Скотта)»

Описание методик.

1.Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, направленный на выявление родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д. Тест-опросник содержит 61 вопрос, на которые испытуемым предлагается ответить согласием «да», либо несогласием «нет». Результаты опросника выражаются в 5 шкалах: «принятие-отвержение», «образ социальной желательности», «симбиоз», «авторитарный контроль», «отношение к неудачам ребенка». При обработке результатов подсчитываются баллы по каждой шкале, которые переводятся в процентное соотношение.

2.Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова)

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Целью методики является исследование эмоционально-личностной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности, интенсивности и т. п. При проведении методики испытуемому выдается лист бумаги и простой карандаш. Задача испытуемого на листе бумаги нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения ребенка могут задаваться дополнительные вопросы. При обработке результатов учитываются все данные, свойственные графическим методам.

3. Методика « Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен)

Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). Тест проводится в индивидуальной форме. Ребенку предлагается 14 карточек в строгой последовательности одна за другой, к каждой из которых дается инструкция разъяснение. Задача испытуемого выбрать эмоциональное состояние ребенка в данной ситуации и объяснить свой выбор. При обработке результатов вычисляется индекс тревожности ребенка, каждый ответ ребенка анализируется отдельно.

4. Методика «Изучение агрессивности (карта наблюдений Д. Скотта)»

Методика предназначена для определения уровня агрессивности в поведении ребенка, а также для выявления тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций у детей 7-10 лет. Методика включает в себя 15 показателей проявления агрессивности, которые фиксируются в бланке : вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности; длительность выхода из состояния раздражения и гнева; чувствительность к помощи взрослого; отношение к собственным проявлениям агрессивности; недостаточность в проявлениях гуманных чувств; особенности реактивности детей в новых условиях и условиях проявления агрессии другими; особенности направленности агрессии и особенности демонстрируемых форм агрессии. Карта заполняется для каждого ребенка отдельно, наблюдение проводится в течении нескольких дней. Проявление агрессивных реакций у ребенка оценивается по 4-х бальной шкале (от 0-4 баллов). По результатам подсчитывается общее количество баллов по 15 показателям, которые определяет уровень агрессивности у детей( Всего IV уровня).

Наши рекомендации