Запоминание двух групп слов

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции при запоминании материала, проблем избирательности мнестических следов, возможностей удержания по­рядка предъявляемого материала.

Материал.Для запоминания используются простые, частотные, не связан­ные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа, объеди­ненные в группы.

Возрастной диапазон применения.Детям до 5—5,5 лет предъявляется умень­шенный объем материала (3 слова и 3 слова), для более старших детей возмож­на подача большего количества слов в первой группе (5 слов и 3 слова).

Процедура проведения и регистрации результатов

Ребенка просят запомнить слова, которые он услышит. При этом, в зависи­мости от возраста, заинтересованности, уровня мотивации ребенка, характера его деятельности и иных факторов, дается соответствующая инструкция. Она может быть построена, например, нижеследующим образом.

Инструкция 1А.«Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале я назову слова, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я. Тебе по­нятно, что такое «порядок» ? Как у меня слова шли друг за дружкой, так повто­ряй их и ты. Давай попробуем».

Детям младшего школьного возраста инструкция дается в более «взрослом» варианте.

Далее специалист с интервалом от полсекунды до секунды четко произно­сит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, специалист ободряет ребенка и повторяет инструкцию еще раз в укоро­ченной форме.

Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему об этом не говорят спе­циально, а просто его внимание обращается на то, в каком порядке стояли слова.

Психолог делает повторы первой группы слов до тех пор, пока ребенок не повторит все слова группы (неважно, в правильном или в неправильном по­рядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо попросить его повторить их еще раз, уже самостоятельно, то есть без предварительного по­вторения этих слов психологом.

Регистрируется как порядок воспроизводимых слов, так и количество не­обходимых повторений для полного запоминания первой группы слов. Также регистрируются правильность повторения, также все привнесенные или иска­женные слова. Обычно для правильного самостоятельного повтора пяти слов требуется не более четырех повторений.

Важным условием проведения обследования является соблюдение тиши­ны, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка.

Инструкция 1Б.«А теперь послушай и повтори другие слова».

Далее дается вторая группа слов.

Вся вышеописанная процедура повторяется. Обычно для запоминания трех слов требуется меньшее количество повторов (как правило, не больше двух-трех).

Инструкция 2А.«А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне за­висимости от результата повтора слов.

Инструкция 2Б.«А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал».

Также регистрируются все слова, которые воспроизводит ребенок.

Анализируемые показатели

□ объем запоминаемого материала;

□ количество необходимых повторений для полного запоминания ребенком как большего, так и меньшего по объему материала (скорость запоминания);

□ возможность удержания предъявляемого порядка слов;

□ наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);

□ наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;

□ прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);

□ особенности фонематического восприятия.

Возрастные нормативы выполнения

□ Дети 4,5—5,5лет обычно хорошо понимают инструкции и в состоянии произвольно запоминать слова в указанном объеме. Как правило, они запоминают группу из 3 слов в правильном порядке с двух-трех предъявлений, а из 5 слов — с трех—четырех предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания.
Как правило, дети этого возраста не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют (смешиваются) между собой. Порядок слов в основном сохраняется. При наличии в воспроизводимом ряду слов, близких по смыслу к стимульным, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации необходимого в данный момент слова.

□ Дети 5,5—б-летнеговозраста способны последовательно воспроизводить группы из 5 и 3 слов соответственно. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» (не более одного—двух слов) или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (также одно-два слова). При отсроченном воспроизведении у детей 5,5-6-летнего возраста через 30—45 минут после запоминания в норме возможны «утеря» не более одного—двух слов и единичные ошибки в «распределении» слов по группам.

Наши рекомендации