Запоминание двух групп слов
Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции при запоминании материала, проблем избирательности мнестических следов, возможностей удержания порядка предъявляемого материала.
Материал.Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа, объединенные в группы.
Возрастной диапазон применения.Детям до 5—5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова и 3 слова), для более старших детей возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов и 3 слова).
Процедура проведения и регистрации результатов
Ребенка просят запомнить слова, которые он услышит. При этом, в зависимости от возраста, заинтересованности, уровня мотивации ребенка, характера его деятельности и иных факторов, дается соответствующая инструкция. Она может быть построена, например, нижеследующим образом.
Инструкция 1А.«Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале я назову слова, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я. Тебе понятно, что такое «порядок» ? Как у меня слова шли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем».
Детям младшего школьного возраста инструкция дается в более «взрослом» варианте.
Далее специалист с интервалом от полсекунды до секунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, специалист ободряет ребенка и повторяет инструкцию еще раз в укороченной форме.
Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему об этом не говорят специально, а просто его внимание обращается на то, в каком порядке стояли слова.
Психолог делает повторы первой группы слов до тех пор, пока ребенок не повторит все слова группы (неважно, в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо попросить его повторить их еще раз, уже самостоятельно, то есть без предварительного повторения этих слов психологом.
Регистрируется как порядок воспроизводимых слов, так и количество необходимых повторений для полного запоминания первой группы слов. Также регистрируются правильность повторения, также все привнесенные или искаженные слова. Обычно для правильного самостоятельного повтора пяти слов требуется не более четырех повторений.
Важным условием проведения обследования является соблюдение тишины, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка.
Инструкция 1Б.«А теперь послушай и повтори другие слова».
Далее дается вторая группа слов.
Вся вышеописанная процедура повторяется. Обычно для запоминания трех слов требуется меньшее количество повторов (как правило, не больше двух-трех).
Инструкция 2А.«А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»
Регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.
Инструкция 2Б.«А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал».
Также регистрируются все слова, которые воспроизводит ребенок.
Анализируемые показатели
□ объем запоминаемого материала;
□ количество необходимых повторений для полного запоминания ребенком как большего, так и меньшего по объему материала (скорость запоминания);
□ возможность удержания предъявляемого порядка слов;
□ наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);
□ наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;
□ прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);
□ особенности фонематического восприятия.
Возрастные нормативы выполнения
□ Дети 4,5—5,5лет обычно хорошо понимают инструкции и в состоянии произвольно запоминать слова в указанном объеме. Как правило, они запоминают группу из 3 слов в правильном порядке с двух-трех предъявлений, а из 5 слов — с трех—четырех предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания.
Как правило, дети этого возраста не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют (смешиваются) между собой. Порядок слов в основном сохраняется. При наличии в воспроизводимом ряду слов, близких по смыслу к стимульным, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации необходимого в данный момент слова.
□ Дети 5,5—б-летнеговозраста способны последовательно воспроизводить группы из 5 и 3 слов соответственно. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» (не более одного—двух слов) или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (также одно-два слова). При отсроченном воспроизведении у детей 5,5-6-летнего возраста через 30—45 минут после запоминания в норме возможны «утеря» не более одного—двух слов и единичные ошибки в «распределении» слов по группам.