Запоминание 10 слов (по а. р. лурия)
Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о доступности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Методика хорошо разработана и приводится в большинстве источников, посвященных психологической диагностике
Материал. Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.
Возрастной диапазон применения. В связи со спецификой динамики изменений мнестической деятельности современной детской популяции (уменьшение объема слухоречевого запоминания практически во всех возрастах, быстрое наступление истощения) мы рекомендуем использовать эту методику для детей не ранее 7,5-8-летнего возраста.
Процедура проведения и регистрации результатов
Инструкция 1. «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».
Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5-1 секунд) и четко. После первого повторения слов ребенком в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается. После первого воспроизведения говорится, что «все хорошо», и исследование продолжается.
Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка.
Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.
Инструкция 2.« Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь».
Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9—10 повторов) [88] — такое проведение исследования возможно при условии, что утомление ребенка не наступит раньше, чем все 10 слов будут «устойчиво» запомнены. В противном случае (в ситуации, когда ребенок начинает «терять» запомненное до полного запоминания всех 10 слов) подобное исследование, с нашей точки зрения, проводить нецелесообразно.
При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Ещераз».
После устойчивого запоминания всех 10 слов переходят к другим исследованиям.
Каждое повторение слов ребенком регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке.
Через 40—50 минут специалист предлагает ребенку вспомнить слова.
Инструкция 3.«А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали».
В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил ребенок, и последовательность, в которой он их воспроизводил.
По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.
Анализируемые показатели
□ объем непосредственного слухоречевого запоминания;
□ длительность (скорость) запоминания данного объема слов;
□ объем отсроченного воспроизведения;
□ динамика запоминания материала;
□ наличие литеральных или вербальных парафазии;
□ особенности фонематического восприятия.
Возрастные нормативы выполнения
□ Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7—8-летнеговозраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме около 8 слов доступно приблизительно 80% детей. При этом точного удержания порядка слов не предусматривается. При этом, как правило, для запоминания подобного объема материала в норме требуется 5—6 повторений.
□ Для детей младше7 летвозможно использование меньшего объема словарного материала (5-8 слов) при соответствующей нормативной результативности.
ЗАПОМИНАНИЕ ДВУХ ФРАЗ
Данный вариант исследования мнестической деятельности целесообразно использовать в том случае, если объем непосредственного запоминания слов, не связанных смыслом, сужен или имеются другие проблемы (например, проблемы удержания порядка) запоминания материала, подаваемого на слух.
Цель.Исследование влияния смысловой организации материала на объем запоминаемого материала.
Как правило, именно смысловая организация слов в предложениях увеличивает объем запоминаемого материала, однако в некоторых случаях при запоминании фраз также выявляются проблемы удержания порядка запоминаемых слов, парафазии и т. п. В связи с этим результаты выполнения методики анализируются аналогично результатам методики Запоминание двух групп слов и сопоставляются именно с этими результатами при анализе эффективности смысловой организации слов в процессе запоминания.
Как правило, предъявляемые для запоминания фразы (две фразы) строятся таким образом, чтобы существовала возможность провокации, взаимозамены слов в предложениях.
Процедура проведения и регистрации результатов
Данное исследование проводится аналогично методике запоминания двух групп слов и заимствовано из практики нейропсихологического исследования. Фразы предъявляются до смыслового запоминания (как правило, не более двух повторений каждой фразы). Затем ребенка просят воспроизвести вначале первую, а затем вторую фразы.
Традиционно в классическом нейропсихологическом исследовании для исследования предъявляются следующие фразы:
1. В саду за высоким забором росли яблони и груши.
2. На опушке леса охотник убил волка.
Детям в возрасте до 6-6,5 лет следует предъявлять более простые для запоминания фразы типа:
1. На подоконнике стояла большая ваза (с цветами).
2. За дверью маленькой комнаты лежала машина.
Анализируемые показатели
□ различие между объемом запоминаемого материала организованного смыслом и набором слов, запоминаемым ранее;
□ длительность запоминания (количество повторов фраз для правильного воспроизведения);
□ полнота воспроизведения;
□ наличие слов, привнесенных из другой фразы;
□ замена предъявляемых слов словами, близкими по звучанию (литеральные парафазии) или по смыслу (вербальные парафазии).
Возрастные нормативы выполнения
К 6—6,5-летнему возрасту дети в состоянии правильно запомнить обе фразы при одном повторения каждой фразы с единичными ошибками или заменой.