Запоминание 10 слов (по а. р. лурия)

Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответствен­но, объема отсроченного воспроизведения. Использование методики дает до­полнительную информацию о доступности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Методика хорошо разработана и приводится в большинстве источников, посвященных психологической ди­агностике

Материал. Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единствен­ном числе именительного падежа.

Возрастной диапазон применения. В связи со спецификой динамики изме­нений мнестической деятельности современной детской популяции (умень­шение объема слухоречевого запоминания практически во всех возрастах, бы­строе наступление истощения) мы рекомендуем использовать эту методику для детей не ранее 7,5-8-летнего возраста.

Процедура проведения и регистрации результатов

Инструкция 1. «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5-1 секунд) и четко. После первого повторения слов ребенком в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. Целесообразно фиксировать последо­вательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы ре­гистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается. После пер­вого воспроизведения говорится, что «все хорошо», и исследование продол­жается.

Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка.

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Жела­тельно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.

Инструкция 2.« Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь».

Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследова­ния количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9—10 повторов) [88] — такое проведение исследования возможно при условии, что утомление ребенка не наступит раньше, чем все 10 слов будут «устойчиво» запомнены. В противном случае (в ситуации, когда ребенок начинает «терять» запомненное до полного запоминания всех 10 слов) подобное исследование, с нашей точки зрения, проводить нецелесообразно.

При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в разверну­том виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Ещераз».

После устойчивого запоминания всех 10 слов переходят к другим исследо­ваниям.

Каждое повторение слов ребенком регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке.

Через 40—50 минут специалист предлагает ребенку вспомнить слова.

Инструкция 3.«А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали».

В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил ребенок, и по­следовательность, в которой он их воспроизводил.

По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.

Анализируемые показатели

□ объем непосредственного слухоречевого запоминания;

□ длительность (скорость) запоминания данного объема слов;

□ объем отсроченного воспроизведения;

□ динамика запоминания материала;

□ наличие литеральных или вербальных парафазии;

□ особенности фонематического восприятия.

Возрастные нормативы выполнения

□ Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7—8-летнеговозраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме около 8 слов доступно приблизительно 80% детей. При этом точного удержания порядка слов не предусматривается. При этом, как правило, для запоминания подобного объема материала в норме требуется 5—6 повторений.

□ Для детей младше7 летвозможно использование меньшего объема словарного материала (5-8 слов) при соответствующей нормативной результативности.

ЗАПОМИНАНИЕ ДВУХ ФРАЗ

Данный вариант исследования мнестической деятельности целесообразно использовать в том случае, если объем непосредственного запоминания слов, не связанных смыслом, сужен или имеются другие проблемы (например, про­блемы удержания порядка) запоминания материала, подаваемого на слух.

Цель.Исследование влияния смысловой организации материала на объем запоминаемого материала.

Как правило, именно смысловая организация слов в предложениях увели­чивает объем запоминаемого материала, однако в некоторых случаях при за­поминании фраз также выявляются проблемы удержания порядка запоминае­мых слов, парафазии и т. п. В связи с этим результаты выполнения методики анализируются аналогично результатам методики Запоминание двух групп слов и сопоставляются именно с этими результатами при анализе эффективности смысловой организации слов в процессе запоминания.

Как правило, предъявляемые для запоминания фразы (две фразы) строятся таким образом, чтобы существовала возможность провокации, взаимозамены слов в предложениях.

Процедура проведения и регистрации результатов

Данное исследование проводится аналогично методике запоминания двух групп слов и заимствовано из практики нейропсихологического исследования. Фразы предъявляются до смыслового запоминания (как пра­вило, не более двух повторений каждой фразы). Затем ребенка просят воспро­извести вначале первую, а затем вторую фразы.

Традиционно в классическом нейропсихологическом исследовании для ис­следования предъявляются следующие фразы:

1. В саду за высоким забором росли яблони и груши.

2. На опушке леса охотник убил волка.

Детям в возрасте до 6-6,5 лет следует предъявлять более простые для запо­минания фразы типа:

1. На подоконнике стояла большая ваза (с цветами).

2. За дверью маленькой комнаты лежала машина.

Анализируемые показатели

□ различие между объемом запоминаемого материала организованного смыслом и набором слов, запоминаемым ранее;

□ длительность запоминания (количество повторов фраз для правильного воспроизведения);

□ полнота воспроизведения;

□ наличие слов, привнесенных из другой фразы;

□ замена предъявляемых слов словами, близкими по звучанию (литераль­ные парафазии) или по смыслу (вербальные парафазии).

Возрастные нормативы выполнения

К 6—6,5-летнему возрасту дети в состоянии правильно запомнить обе фра­зы при одном повторения каждой фразы с единичными ошибками или за­меной.

Наши рекомендации