Общая характеристика коммуникативных действий сверстников в дошкольном возрасте
Можно выделить, по крайней мере, четыре характеристики коммуникативных действий сверстников, качественно отличающих общение ребенка со взрослыми от его взаимодействия со сверстниками1. Первая и наиболее важная отличительная черта процесса общения дошкольника со сверстником состоит в большем разнообразии коммуникативных действий и в расширенном их диапазоне. Мы насчитали около 15 коммуникативных действий, достаточно часто наблюдаемых при общении сверстников и значительно реже встреча- ющихся в контактах ребенка со взрослым (спорит, навязывает свою волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т. д.). Именно в общении сверстников появляются такие сложные действия, как притворство (стремление сделать вид, желание выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру), кокетство, фантазирование и пр.
Столь широкий диапазон коммуникативных действий в сфере общения со сверстником определяется богатым функциональным составом, большим разнообразием коммуникативных задач. Если взрослый до конца дошкольного возраста остается в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстнику уже с 3—4-летнего возраста ребенок решает иной, расширенный спектр коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль его проявлений, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игровая деятельность, навязывание собственных образцов действия и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует все увеличивающегося диапазона коммуникативных действий в сфере общения со сверстниками.
Второе яркое отличие коммуникативных действий сверстников заключается в их эмоциональной насыщенности. Эмоциональность
1 Эти данные получены при продолжительном наблюдении (в течение года) за общением одних и тех же детей 3—7 лет с ровесниками и со взрослыми, проведенном М. Г. Мамаджановой под руководством В. В. Ветровой.
и раскованность контактов дошкольников принципиально отличают их от взаимодействия со взрослыми. В среднем в общении сверстников наблюдается, по нашим данным, в 9 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от активного негодования до бурной радости, от нежности до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризовались большей эффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряли и поддерживали ровесника и в 9 раз чаще вступали с ним в конфликтные отношения.
Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Согласно данным Л. Б. Митевой и Е. О. Смирновой (1985), значимость общения, которая определяется как «мера устремления к партнеру», и отражает большую степень напряженности потребности в общении со сверстником, нежели со взрослым. Показателями растущей значимости общения со сверстником выступают степень эмоциональной окрашенности контактов дошкольников и удовлетворения ребенка от взаимодействия с партнером-сверстником.
Третья характеристика средств общения со сверстником заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в контактах со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии с ровесниками дошкольники используют самые неожиданные и самобытные средства. Уже у 3-летних детей (Л. Н. Галигузова, 1983) насчитывается 135 различных движений, выражающих инициативные обращения к сверстнику. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность и незаданность никакими образцами: малыши прыгают, кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают нестандартные сочетания звуков и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволили предположить, что сверстник помогает партнеру проявить самобытное начало в его формирующейся личности. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные средства общения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом Контакты сверстников все более опосредуются социальными нормами и правилами. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование самобытных, непредсказуемых средств — отличительная черта контактов ровесников до конца до-, школьного возраста.
Четвертая особенность коммуникаций дошкольников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или вы- 125
оказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддержвается (между тем инициативу взрослого дети принимают в 2 раза чаще). Гибкость отношения к партнеру, которая проявляется в чувствительности к его воздействиям и адекватности ответов, согласно данным Л. Б. Митевой и Е. О. Смирновой (1985), существенно меньше в сфере общения ребенка со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты и т. п.
Очевидно, что' отмеченные характеристики коммуникативных • действий определяют специфические особенности как вербальных,, так и невербальных средств общения. При взаимодействии сверстников подавляющее большинство их контактов происходит с участием речи. Однако соотношение вербальных и невербальных средств общения на разных этапах дошкольного возраста различно.