Подходы к диагностике возрастного развития. Различия методов диагностики развития детей дошкольного возраста, школьного возраста, взрослых

Развитие личности каждого ребенка индивидуализировано. Вместе с тем единство социальных законов психики определяет типичные психологические особенности, общие для людей одного возрастного периода. Это позволяет диагностировать «психологический возраст» на основании знания общих закономерностей развития психики и сопоставления с ними «реального уровня» развития несовершеннолетнего. Следует подчеркнуть, что изучение особенностей развития дошкольников существенно отличается от исследования взрослых людей и более старших детей как по применяемым методам, так и по способу проведения работы. Главным принципом является принцип естественности поведении ребенка, что предусматривает минимальное вмешательство экспериментатора в привычные повседневные формы поведения детей. Часто для реализации этого принципа используются разнообразные способы побуждения ребенка к игре, в процессе которой проявляются разные возрастные особенности развития детей. Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то становится возможным осуществление общения с ребенком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится в стадии становления, и иногда это ограничивает возможности применения вербальных тестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам. В школьном возрасте формируется новый вид деятельности, требующий от ребенка физической выносливости и умственного напряжения — это учебная деятельность. В процессе обучения все больше психических новообразований отмечается в развитии познавательных процессов. Психолог выясняет причины рассеянности, забывания; искаженности в протекании мыслительных операций, в построении выводов, умозаключений и т. д. При характеристике личности им устанавливаются особенности протекания эмоционально-волевых процессов. Обязательно выявляются интересы и потребности ребенка, адекватность его притязаний, самооценки, критичность по отношению к себе и другим. При психологическом обследовании выявляется актуальный уровень развития, устанавливаются потенциальные возможности ребенка, а также взаимозависимости процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность.

24. Принципы выбора и применения психодиагностических методик. Планирование психодиагностических методик.Выбор методов и методик диагностики определяется: индивидуальным содержанием проблемы обследуемого;широтой знания инструментария психодиагностом.К. Бартон предложил девятимерную модель упорядочения выбора определенного психодиагностического набора. Эта модель основана на трех критериях:Кто и что является предметом тестирования?;Какие методы будут использованы в диагностическом процессе?;Каким образом будут производиться измерения? С позиции К. Бартона, при выборе методик необходимо учитывать: уровень развития; состояние или свойства. Психодиагност должен определить — диагностирует ли он динамические проявления психики (состояние тревоги) или относительно устойчивые личностные образования (тревожность как свойство личности);норма или экстремум. Выбор методики определяется ожиданиями психодиагноста по отношению к положению результатов обследуемого на континууме. Психодиагност предполагает то место, которое займут результаты тестирования: среднее положение или ближе к асимптотам распределения;область исследования. Выбор методики определяется спецификой психической реальности, которая является предметом диагностики. При диагностике свойств личности, мотивации, темперамента, или сенсорно-перцептивной организации, используются разные методические средства;направленность исследования: сравнение с нормой или единичный случай. Выбор методики определяется тем, предполагает ли психодиагност определять место обследуемого внутри референтной группы для дальнейшего обобщения, или же он предполагает выявлять внутриличностные, уникальные особенности обследуемого;количество измерений. Выбор методики определяется длительностью и многократностью исследования.Планирование методики проводится также по приведенным выше параметрам.

25. Оформление результатов диагностической работы. Психологическое заключение. Психолого-педагогическая характеристика.Психологическое заключение — краткая психологическая характеристика состояния развития ребёнка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования Психологическое заключение преследует две цели: выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребёнка на период обследования;является самостоятельным диагностическим заключением практического психолога.Виды заключений:Первичное психологическое заключение формируется специалистом — практическим психологом самостоятельно, до полного клинико-педагогического обследования ребёнка, по результатам беседы, характеристики, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением ребёнка во время обследования.Итоговое психологическое заключение — итог полного клинико-психолого-педагогического обследования ребёнка, — является составной частью общего заключения-диагноза. Принципы построения. Психолого-педагогическая характеристики точно описаны еще А.Ф.Лазурским: Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала, необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности. Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Т.О, составленная Вами характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений, примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.

26. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. .Цель психологического консультирования — создание клиентом новых осознанных способов действия в проблемной ситуации. При этом подразумевается, что клиент психолога-консультанта — психически и психологически здоровый человек, способный отвечать за свои поступки и анализировать ситуацию. Строго говоря, в его задачу не входят коррекция патологических симптомов, обеспечение личностного роста клиента установление особых терапевтических отношений и т.п. Основная задача психолога-консультанта — помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Виды психологического консультирования: детско-родительских отношений, в выборе тактики воспитания и т.п.); семейное (консультирование семейных пар с супружескими проблемами; членов семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, алкоголики, наркоманы и др.); личностное (помощь в решении личностных проблем, в самопознании, в достижении целей личностного роста); возрастно-психологическое (контроль за ходом психического развития ребенка); профессиональное (помощь в профессиональном самоопределении); деловое (помощь руководителям в организации деятельности трудового коллектива)).Средства общения на невербальном уровне:1.Оптико-кинестетическая система — жесты, мимика, пантомимика, общая моторика. 2.Параи экстралингвистическая системы, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, а также покашливание, паузы, смех, плач.3.Организация пространства и времени. Для построения доверительных, неавторитарных отношений важно правильно организовать пространство во время консультирования.4.Зрительный контакт.

27. Психолого-педагогическая диагностика и психопрофилактика.Цель психологического консультирования — создание клиентом новых осознанных способов действия в проблемной ситуации.Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п. Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Задачи: работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др.;создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, предназначенные для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования;проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении образования;осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др. В психопрофилактике выделяют три уровня: I уровень — первичная профилактика (психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей). II уровень — вторичная профилактика направлена на «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.

28. Организация диагностической работы в образовательных учреждениях. Роль и место психологической службы в образовательном учреждении.Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием/отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики. Задачи: Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: 1) скрининг-диагностика: выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка. Задачи: своевременное выявление детей с отклонениями/нарушениями псих развития; определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка; выявление недостатков восп-образ-го процесса в образовательном учреждении, выявление недостатков программы обучения и воспитания. Проводятся скрининг-обследования.2)Дифференциальная диагностика: цель — выявить тип нарушения развития. По результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т.е оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). Задачи: разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка; выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения; оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; определение и обоснование педагогического прогноза. 3) углубленное изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы: цель — выявление индивидуальных особенностей, которые должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Цель - разработка программ коррекции на основании результатов диагностики. Проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).Задачи:выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;решение проблем социально-эмоционального плана.Задачи ППД:раннее выявление нарушений развития у детей;определение причин и характера нарушений;определение оптимального педагогического маршрута ребенка;выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Практические вопросы:

Наши рекомендации