Культура торгового обслуживания покупателей и её показатели

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Коммерческая деятельность

На тему: «Культура торговли и ее роль в активизации продажи товаров на примере УП «Универмаг Беларусь»»

Студент __ курса

факультета экономики и бизнеса

группа ______ _____________ __________________

(подпись, дата) (И.О. Фамилия студента)

Руководитель

должность, звание _____________ __________________

(подпись, дата) (И.О. Фамилия руководителя)

Минск 2015

РЕФЕРАТ

Курсовой работы

«Культура торговли и ее роль в активизации продажи товаров (на примере УП «Универмаг Беларусь»)»

Курсовая работа: 47 с., 5 рис., 3 табл., 25 источников, 2 прил.

КУЛЬТУРА, ТОРГОВЛЯ, ПРОДАЖА, ТОВАРООБОРОТ, ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПОСТОВЩИК, РЕАЛИЗАЦИЯ, ЭКСПОРТ

В курсовой работе исследуется процесс культуры торговли на предприятии УП «Универмаг Беларусь».

Объект исследования: предприятие УП «Универмаг Беларусь».

Предмет исследования: культура торговли.

Цель работы: на основании анализа организации культуры торговли разработать мероприятия по повышению ее эффективности.

Задачи:

- изучить теоретические аспекты организации культуры торговли;

- исследовать организацию культуры торговли в УП «Универмаг Беларусь».

- разработать пути совершенствования организации культуры торговли в УП «Универмаг Беларусь».

Раскрыта роль эффективности культуры торговли на предприятии УП «Универмаг Беларусь».

В результате проведенного анализа организации культуры торговли, выявлено, предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на авторов.

___________________

(подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………..……………………………………….……..………4 1 Сущность, роль и значение культуры торговли …………………..…...……5 1.1 Культура торгового обслуживания покупателей и её показатели …….…5 1.2 Этические и эстетические основы обслуживания покупателей …….….9 2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия УП «Универмаг Беларусь»……………………………………………………………………… 16 2. Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг Беларусь»……..……………………………………………………………… 16 2.2 Анализ организации профессиональной культуры обслуживания покупателей в УП «Универмаг Беларусь»……………....................................26 3 Пути дальнейшего развития культуры торговли в УП «Универмаг Беларусь»………………………………………………….…………………..31 3.1 Повышение эффективности управления персоналом в УП «Универмаг Беларусь»…..……….….………………………………………………………31 3.2 Мотивация и cтимулирование деятельности персонала как важный фактор активизации трудового потенциала ………………………..………37 Заключение……………………………………………………………………..43 Список использованных источников…………………………………………45 Приложение А. Информация о выполнении плана по валовому (общему) товарообороту УП «Универмаг Беларусь», тыс. руб………………………..46 Приложение Б. Информация о составе оптового товарооборота УП «Универмаг Беларусь», в тыс. руб…………………………………….…...47      

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью труда в торговых предприятиях является то, что конечный результат труда – не продукт, а услуга, то есть качественное торговое обслуживание покупателей. Поэтому организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокое качество культуры торгового обслуживания населения.

Объектом исследования дипломной работы является УП «Универмаг Беларусь».

Предметом исследования дипломной работы является культура торгового обслуживания на УП «Универмаг Беларусь».

Целью работы является рассмотрение теоретических основ и действующей практики культуры торгового обслуживания в УП «Универмаг Беларусь», а также разработка путей повышения уровня культуры обслуживания.

Задачами работы соответственно является:

Характеристика культуры обслуживания, её основ и показателей;

Анализ культуры обслуживания в УП «Универмаг Беларусь»;

Пути дальнейшего развития культуры торговли, изучение ее роли в активизации продажи товаров

В ходе выполнения работы использовалась литература по таким предметам как «Организация торговли», «Коммерческая деятельность», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Этика», а также практические материалы деятельности УП «Универмаг Беларусь».

СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВЛИ

Культура торгового обслуживания покупателей и её показатели

Для начала прежде, чем рассмотреть сущность культуры торговли, рассмотрим её составляющие.

Так, торговое обслуживание – деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и / или услуги.

Качество торгового обслуживания – совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.

Процесс торгового обслуживания – последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий.

Условия торгового обслуживания – совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.

Форма торгового обслуживания – организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей:

– салонное обслуживание покупателей;

– индивидуальное обслуживание через прилавок;

– индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания.

Система торгового обслуживания – целостное единство взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.

Скорость торгового обслуживания – среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя [15, c. 129–131].

Соответственно культура торгового обслуживания – самое широкое понятие, включающее качество и культуру обслуживания покупателей. Основными составляющими культуры торговли:

• наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения;

• наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазина, удобное их размещение в регионе, техническая оснащённость;

• применение в магазине наиболее эффективных современных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;

• оказание покупателям дополнительных услуг. Связанных со специфическими особенностями товаров;

• организация внутри – и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;

• культура труда работников магазина, означающая должную профессиональную квалификацию торгового персонала, высокий этический и эстетический уровни обслуживания;

• строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров.

Качество торгового обслуживания – совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени ни покупку товара, товарооборота.

Культура обслуживания также включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных форм продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мнению покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д. [21, c. 234–236].

Теперь рассмотрим основные показатели культуры обслуживания.

Так, коэффициент устойчивости ассортиментного перечня рассчитывается по каждому наименованию ассортимента и в целом по магазину за квартал по формуле:

Культура торгового обслуживания покупателей и её показатели - student2.ru

где Ку – коэффициент устойчивости ассортиментного перечня; n – количество проверок; А – количество наименований товаров по перечню и A1, A2, Aз. Аn – при проверках соответственно.

Наряду с эффективной организацией собственно процессов продажи важную роль в повышении уровня обслуживания покупателей играют услуги.

Торговая услуга – это специфическая деятельность, образующая процесс торгового обслуживания или связанная с организацией условий для успешного осуществления процесса продажи.

Коэффициент дополнительного обслуживания рассчитывается по формуле:

Культура торгового обслуживания покупателей и её показатели - student2.ru

где у – количество предусмотренных услуг, ед.; у1, у2,…, уn – количество фактически предоставленных услуг, ед.; n1 – количество проверок за квартал; у01, у02,…, Уon – объемы отдельных видов услуг, фактически предоставленных в отчетном периоде; yn1, уn2,…, уnn – объемы отдельных видов услуг, предоставленных в соответствующем периоде прошлого года; n2 – количество предоставленных покупателям услуг по видам (устная консультация специалиста по уходу за изделием, подарочная упаковка)

Для расчета коэффициента затрат времени покупателей на ожидание обслуживания определяются средние затраты времени по каждому элементу затрат времени на ожидание обслуживания по формуле:

Культура торгового обслуживания покупателей и её показатели - student2.ru

где Зк, Зпр, Зр, Зп – средние затраты времени на ожидание консультации, примерки, расчета, получения товара, с; З1, З2,…, Зn – затраты времени по каждому замеру, с; n – количество произведенных замеров, ед.

Определяются фактические затраты времени на ожидание обслуживания, с (Зф).

Рассчитывается коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания по следующей формуле:

Культура торгового обслуживания покупателей и её показатели - student2.ru

где 30 – оптимальные (нормативные) затраты времени на ожидание обслуживания, с.

Затем рассчитывается коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей Км в магазине по формуле:

Культура торгового обслуживания покупателей и её показатели - student2.ru

где Мn – количество покупателей, давших отличную и хорошую оценку состояния культуры обслуживания в магазине, чел.; Мв – общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине, чел. [17, c. 126–131]

Таким образом, культура торгового обслуживания включает в себя совокупность качественных характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей, а также соответствующие показатели, расчет которых позволяет оценить уровень обслуживания на торговом предприятии.

Наши рекомендации