Коллектив как социально-психологическое явление. Признаки, функции и условия развития коллектива
Люди издавна стремились к коллективной деятельности, так как она является наиболее эффективной. В динамике группового процесса различные профессиональные, учебные задачи решаются с достаточно высокой результативностью. Но всегда ли это возможно? Что же такое коллектив и как он влияет на личность?
Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. Важнейший признак коллектива – это общественно-значимые цели и задачи. Это сложное структурное образование с многочисленными внешними и внутренними связями. Механизм внешних связей включает воздействие на коллектив общества в целом, а также конкретной организации, в которую он включен. Механизм внутренних связей состоит из неформальных и формальных межличностных отношений. Формальные связи определяются соответствующими инструкциями и должностными обязанностями каждого члена коллектива, неформальные – психологическими взаимосвязями между людьми.
В зависимости от сферы деятельности различают:
- профессиональные коллективы;
- общественные организации;
- добровольные общества;
- самодеятельные коллективы.
Коллектив проходит определенные стадии развития:
Первая стадия характеризуется борьбой коллектива за свое самоутверждение. Для этого периода характерным является противоречие между интересами коллектива и самой личностью.
Вторая стадия наступает тогда, коллектив становиться объективным условием всестороннего развития личности. Теперь основная цель коллектива – развитие, удовлетворение и обогащение нормальных интересов каждого отдельного индивида, процесс взаимообогащения личностей в ходе разнообразных дел и отношений.
Основные функции коллектива.
Коллектив несет в себе следующие функции:
1. Ознакомление с системой общественных отношений и организации накопления ими опыта этих отношений.
2. Коллектив выступает в качестве основной формы организации деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой.
3. Весь комплекс межличностных, деловых, товарищеских, эмоциональных отношений формирует моральную сущность личности.
Факторы, влияющие на работу коллектива.
1. Размер группы – количество людей входящих в состав коллектива.
2. Состав группы, понимаемый как сходство личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем.
3. Групповые нормы – определенные правила группы, которые либо способствуют, либо препятствуют достижению целей коллектива.
4. Сплоченность группы – мера тяготения членов группы друг к другу и самой группе.
5. Групповое единомыслие – тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление, с тем, чтобы не нарушать гармонию группы.
6. Конфликтность: различие во мнениях нередко приводит к более высокой эффективности группы, но конфликтность так же может сильно осложнить выполнение задач и вообще привести к разрушению группового взаимодействия.
7. Статус членов группы: члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большое влияние на решение группы.
8. Роли членов группы. Для более эффективного функционирования коллектива, его члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию.
На развитие коллектива особое влияние оказывает психологический климат.
Психологический климат коллектива в определенном смысле — интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива.
Для благоприятно психологического климата в коллективе, необходим особый тип межличностных отношений, для которых характерны:
1) высокая сплоченность;
2) коллективистское, самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня развития;
3) коллективистская интеграция;
4) социально ценный характер мотивации межличностных выборов;
5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
6) высокая объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
Следует отметить, что в процессе общения и взаимодействия людей в коллективе, происходит взаимовлияние личности и коллектива. Коллектив оказывает следующее воздействие:
- он приобщает личность к моральным, идейным, эстетическим и иным ценностям;
- он выполняет воспитательную функцию;
- влияет на личность благодаря корректирующей функции (через общественное мнение, убеждение, разъяснение, критику, соревнование).
Влияние же личности на коллектив выражается в ее авторитете, руководстве.
Таким образом, коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества и который имеет большое значение для жизнедеятельности человека.