Теоретическое введение. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств

Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма существования мышления.

Нужно обратить внимание на различия между понятиями язык и речь. Язык - это средство общения между людьми, в языке закрепляется и передается из поколения в поколение обобщенный опыт, накопленный человечеством. Речь же – это процесс общения людей друг с другом посредством языка. В речи отражается не только обобщенные значения слов, но и отношение самого человека к предмету речи и к своему собеседнику. Каждый человек пользуется языком по-разному. Речь может быть лаконичной, сжатой, или образной, логической или бессвязной, бедной или богатой в зависимости от умения человека использовать в своей речевой деятельности языковые средства.

Функция общения – основная функция речи. В процессе общения речь служит средством воздействия людей друг на друга, вызывает переживания, побуждает к действию или удерживает от него.

Вторая функция – обозначающая функция. Слова в нашей речи всегда что-то обозначают (предмет, действие, отношение). Речь человека отличается от звуков, издаваемых животными, именно тем, что слова имеют предметное значение). Звуки, издаваемые животными, являются лишь средством выражения, но ничего не обозначают. Функции общения и обозначения составляют неразрывное единство, обуславливают друг друга.

Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением.

Речь-форма существования мысли. Никакие обобщенные знания были бы невозможны без слов. О единстве мышления и речи свидетельствует тот факт, что нарушения деятельности речевых зон больших полушарий ведут к расстройству речи и мышления. Больные с поражением лобных долей мозга не могут выделить главное, связно пересказать текст, приводят отдельные факты, не связанные друг с другом. Но речь не только орудие мышления. Она выражает значительно больше, чем обозначает. Для понимания речи недостаточно только знания значения слов; весьма существенную смысловую нагрузку несут выразительные моменты речи (интонация, ритм, паузы, стилистические особенности), в которых раскрывается ее внутренний смысл, эмоциональный подтекст.

Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Речь коррелирует с сознанием в целом.

Все, что отражается человеком в ощущениях и восприятии, представлениях памяти и воображения, обозначается словами.

В процессе исторического развития возникли и развивались две речевые формы: внешняя речь, сначала устная, затем письменная, и внутренняя.

Устная диалогическая речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта людей друг с другом. Собеседники связаны общими переживаниями, общей ситуацией. Их речь может быть неразвернутой, неполной, неточной и все же выполнять функции общения, воздействия, сообщения. Понимание речи достигается не одним знанием значения слов, но и дополняется выразительными средствами речи, раскрывающими внутренний смысл речи говорящего и его отношение к предмету разговора, к собеседнику.

В монологической речи человек использует те же выразительные средства, что и в диалогической, но условия общения здесь другие.. Нет непосредственного общения с собеседником, речь говорящего обращена к неоднородной аудитории. Монологическая речь, чтобы быть понятной должна быть более развернутой, связной и точной, чем диалогическая.

Письменная речь, выполняя функцию общения, обращена к отсутствующему собеседнику. Поэтому, чтобы быть понятной, письменная речь требует от пишущего связного, логического и точного изложения мыслей. В письменной речи не могут быть использованы те выразительные средства, которыми пользуется говорящий человек. Для передачи эмоционального подтекста служат стилистические средства выражения: метафора, инверсия, знаки препинания и т.д.

Функции внутренней речи заключается в оформлении мысли. Внутренняя речь не служит средством общения непосредственно, но подготавливает и обеспечивает его. Внутренняя речь отлична по своей структуре: она свернута, мысль, оформляясь в речи, выражается в отдельных словах и даже частях слов. Поэтому бывает трудно перевести мысль из внутренней речи во внешнюю. Внутренняя речь всегда связана с движениями речевого артикуляционного аппарата, часто совершенно незаметными. Ослабление внутренней речи ведет к нарушению протекания интеллектуальных операций.

Речевые свойства человека не существуют сами по себе – в них проявляются особенности личности.

Тип высшей нервной деятельности, темперамент выражаются в темпе речи, ее ритме, богатстве интонаций, эмоциональной окраске. В речи человек раскрывается направленность личности, ее убежденность, проявляющаяся в силе, логичности доказательств при споре, при изложении своих мыслей. Внутреннее содержание личности, богатство и глубина знаний, острота мысли также проявляется в речи. Такие черты характера как общительность или замкнутость, уверенность или робость, наглость и многие другие, выявляются в содержании и особенностях его речи. Будущему учителю необходимо развивать свою речь: обогащать словарь, добиваться чистоты и правильности стиля языка, вырабатывать выразительную речь.

Практическая работа

Задание 1 .Как следует понимать выражение: «Кто смутно говорит, тот смутно и мыслит»?

Задание 2. Почему взрослый и ребенок не всегда понимают друг друга, хотя говорят на одном языке?

Задание 3. Писатель В.Г. Короленко вспоминал, что когда он был маленьким ребенком, он никак не мог понять, почему большого усатого мужчину называют сыном их кухарки. Он думал, что слово сын относится только к таким маленьким мальчикам, каким был он сам. Объясните, почему мальчик только так понимал это слово?

Задание 4. Можно ли по характеру речи человека – темпу, степени эмоциональности – судить о конкретных чертах его личности? Обоснуйте свой ответ.

Задание 5. Проявляясь в речи человека, многие черты личности сами формируются в процессе речевого общения людей друг с другом. Приведите примеры.

Задание 6. Учительнице 50 лет, с удаленной опухолью левой лобно-височной доли предлагают рассказать что-нибудь о севере. Она говорит «Север – это холод и отсутствие фруктов…Все». Проанализируйте и объясните ее ответ.

Задание 7. Подготовьте небольшое речевое выступление на 5-7 минут, помня слова С.Л.Рубинштейна: «чем выразительнее речь, тем более она речь, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Проанализируйте какую цель вы преследовали? Достигли ли вы цели? Какие выразительные средства были Вами использованы?

Задание 8. Из приведенных синонимов - вошел, ввалился, вломился, влетел, ворвался, втиснулся, вполз, впорхнул - обозначающих действие войти в дверь, выберите словосочетание, наиболее точно характеризующее персонажей из произведений Н.В.Гоголя, таких как – Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Хлестаков и др. А какое слово характеризует ваше поведение?

Задание 9. Приведите примеры из художественной литературы, подтверждающие, что в речи человека раскрываются внутреннее содержание личности, острота и глубина мысли. Охарактеризуйте речь героев.

Задание 10. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Необходимо выбрать особенности каждого вида речи (диалогический, монологический, письменный и внутренний).

а) речь, в которой отсутствуют невербальные коммуникативные средства;

б) речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения;

в) грамматические связи выражены наиболее полно;

г) в значительной степени непроизвольная речь;

д) речь, наиболее поддающаяся волевому контролю;

е) заранее панируемая и программируемая речь;

ж) грамматически бессвязная форма речи;

з) речь, в которой широко используются невербальные средства;

и) речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников;

к) фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь;

л) речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях;

м) речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.

Наши рекомендации