Конфликты и трансактный анализ
Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.
Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).
Основные положения теории трансактного анализа
Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакци».
Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.
Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.
Поведенческие характеристики основных трансакций
Ребенок — проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.
Родитель — требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.
Взрослый — работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.
Переговоры как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для сторон конфликта.
Применение переговоров для разрешения конфликта возможно при определенных условиях:
существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
отсутствия значительного различия в силе субъектов конфликта;
соответствия стадии развития конфликта возможностям переговоров;
участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Каждый конфликт, в своем развитии проходит несколько стадий, на которых переговоры могут быть не восприняты, потому что еще рано или поздно, и возможны только соответствующие агрессивные действия.
Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события.
Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
первичные группы - нарушены их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;
вторичные группы - нарушены их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени .
Могут существовать еще и третьи силы, которые также заинтересованы в конфликте, но еще более скрытые.
Мoдели пoсредническoй деятельнoсти: фасилитатoрствo, кoнсультациoннoе пoсредничествo, пoсредничествo с элементами арбитража.
1.Синоним термина «фаслитаторство» - посредничество. Фасилитатoр- это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, егo участие заключается в пoдгoтoвке встречи; oн oбеспечивает равнoе участие в oбсуждении прoблем, дoбивается стрoгoй пoвестки дня и прoцедуры перегoвoрoв. Фасилитатoр не принимает участия в пoлемике и вырабoтке решений.
2.Консультационное посредничество – специфика этой разновидности заключается в том, что конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если если не будут найдены конструктивные решения, они прислушаются к его мнению.
3. Посредничество с элементами арбитража – в рамках этой модели роль посредника в переговорном процессе максимальна. Посредник вносит обязательное решение спорного вопроса.
Способы и методы определения причин конфликта
С точки зрения причин конфликтной ситуации делятся на 3 группы:
1. К-т цели-характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по- разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
2. К-т взглядов-когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях, мыслях на решаемой проблеме.
3. К-т чувств-когда у участников разных чувств и эмоций, лежащий в основе их отношений друг с другом, как личностей.
Методы конфликтологии
1. Методы изучения и оценки личности
Используемые приемы:
- наблюдение;
- оценка личностных качеств;
- тестирование;
2. Методы изучения и оценки социально- психологических явлений в группах
Используемые приемы:
- наблюдение;
- опрос;
- социометрический метод;
3. Методы диагностики и анализа конфликта
Используемые приемы:
- наблюдение;
- опрос;
- анализ результатов деятельности;
- метод экспериментального интервью.
4. Методы управления конфликтами
Используемые приемы:
- структурные мет оды;
- метод картографии.