Трансактный анализ ДО Э.Берна

Берн в качестве ед. измерения берет два показателя трансакцию и психическое состояние партнера по общению. Наблюдения психологов за деят-тью людей показали, что наборы поведенческих хар-к: позы, интонация голоса, темп речи, мимика меняются в различных ситуациях. Н-р хар-ки поведения ч-ка в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком будут различны Берн выделил типичное состояние сознания. Состояние Я. определяется им как с-ма чувств выражающиеся в согласованной с ней схеме поведения. 1) Я родителя; 2) Я взрослого, 3) Я ребенка. Состояние Родителя может проявляться двояким образом как критическое(Н-р. поведение - оценивающее приказное «Ты (не) должен» манера говорить твердо высокомерно, лицо - лоб нахмурен критический взгляд, руки скрещены на груди) и кормящее, заботливое (Поведение - доброе «Успокойся» манера говорить успокаивающая, лицо - заботливое); состояние ребенка проявляет себя тоже в разной форме - как свободное («я хочу», «Прекрасно!» говорит громко быстро, возбужденно или печально) приспосабливающееся («Я хотел только...», «Почему всегда я?»- тихо нерешительно, плаксиво, выражение лица нервное, склоненная голова и опущенные плечи) и бунтарское поведение («Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое!» поведение капризное, грубое, говорит гневно громко, лицо - упрямое, угрожающее поза). Состояние Я Родителя, Взросло и ребенка - нормальные психологические феномены. Ребенок - это источник радости, интуиции, творчества. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможность эф-ного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и ребенка и является посредником между ними. Внутренние психические процессы хар-щие актуальное состояние Я ч-к, выражаются во внешнем поведении.

36.Концепция «коллективного бессознательного» в теории К.Юнга и ее значение для делового общения.

Аналитическая психология Юнга сводится к теории коллективного бессознательного. В отличие от Фрейда, у Юнга энергия Либидо связана не только с сексуальными признаками. Это космическая энергия, лежащая в основе всех жизненных процессов Называет «жизненной энергией» и выделяет 3 структуры: Эго — уровень осмысления личностью себя. Личностное бессознательное. Коллективное бессознательное.

Л.Б. характеризуется как «мусоросборник», куда личность сбрасывает ненужное ей, т.о. Юнг сводит до минимума роль и значение Л.Б. в психике человека. КБ. это главная структурная составляющая человеческой психики, это сокровищница опыта всех предыдущих поколений, содержащих самые необходимые для человека образцы поведения и адаптация во всех возможных жизненных ситуациях, свойственных представителям всех культур. Особенности К.Б.: своим существованием КБ. обязано исключительно наследственности оно не основано наличном опыте и не развивается индивидуально его содержание в основном представлено архетипами, т.е. первичные образы, заставляющие человека вести себя в разных ситуациях тем или иным образом. 5 архетипов:

Маска (персона). Сигнализирует нам о том, что быть всегда искренним небезопасно и проявляется в социальных ролях, Анимус - социальное различие: образцы мужского поведения. Анима - образцы женского поведения. Самость — стержневая группа архетипов, связанная с творческим формированием личности. Архетип совести - моральная реакция, проявляющаяся в невербальных сигналах Феномен синхроличности — архетип совести, локализован всегда появляйся в невербальных символах. Если спонтанные жесты партнера не совпадают с невербальной информацией, значит он врет или что-то скрывает. Архетип действует через подсознательное восприятие мельчайших признаков данного аффекта.

Наши рекомендации