АНКЕТА по выявлению уровня гражданского сознания студентов
Цель данной Анкеты – выявить понимание студентами феномена Гражданственности, уровень их знаний и представлений о качествах и свойствах данного феномена, отношение и степень заинтересованности в них, личную гражданскую позицию студента. Назначение анкетирования – выявление уровня гражданского самосознания и формирование гражданской культуры студентов. Анкетирование проводится на семинарском занятии по теме «Этика гражданственности». Анкетирование проводится анонимно, на отдельных листах; для учета работы студента при сдаче ответов преподаватель делает пометку лишь по факту исполнения работы, не оценивая ее. Анкета содержит вопросы смешанного типа, поэтому ее заполнение нуждается в специальных пояснениях, которые дает преподаватель перед началом анкетирования. Отвечая на анкету, студент в своем листе пишет номер вопроса, затем ответ в зависимости от формы вопроса:
А) Вопросы 1, 2, 5, 11, 24, 25, 33 предполагают однозначный, ответ, напр., 2) нет.
Б) Вопросы 3, 4, 6, 8, 12, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 26 предполагают выбор 1 варианта ответа, напр., 8б.
В) Вопросы 10, 17, 27, 32 допускают выбор нескольких ответов, напр., 17) 3, 14, 6, 9, 8
Г) Вопросы 7, 9, 13, 18 требуют выбора и ранжирования ответов, напр., 7) 1–чувство долга, 2–чувство ответственности, 3–стремление к справедливости, 4–патриотизм, 5–способность к самопожертвованию
Д) Вопросы 21, 34, 35 предполагают свободные ответы, напр., 35) Да, Демократический Союз молодежи…
1. Интересуетесь ли Вы политическими событиями, которые происходят в России? Да; Нет; Иногда
2. Чувствуете ли Вы личную ответственность за все, что делается в нашей стране? Да; Нет; Затрудняюсь ответить
3. Выберете наиболее правильное, на Ваш взгляд, утверждение:
а) приоритет в обществе должны иметь интересы человека
б) приоритетными должны быть интересы самого общества
в) высшим приоритетом должны обладать интересы государства
г) интересы общества и государства одинаково приоритетны
4. «Гражданское общество» – это:
а) добровольное объединение свободных граждан на основе общности интересов; б) население данного государства; в) сообщество граждан в условиях правового государства, рыночных отношений и демократического режима
5. Какой смысл Вы вкладываете в понятие ―гражданин?
а) подданный государства; б) каждый член общества; в) человек с активной гражданской позицией
6. Понятие ―гражданственность предполагает наличие следующих качеств (выберите 5 и расположите их по степени значимости – от самого важного к наименее значимому): чувство ответственности, чувство долга, чувство собственного достоинства, стремление к справедливости, трудолюбие, честолюбие, патриотизм, способность к самопожертвованию; толерантность
7. Как взаимосвязаны, на Ваш взгляд, гражданственность и свобода?
а) гражданственность есть проявление свободы личности;
б) только свободная личность может быть гражданином;
в) гражданином можно быть, и не будучи свободным.
8. Понятие ―гражданский долг предполагает наличие следующих качеств (выберите 5 и расположите их по степени значимости от самого важного к наименее значимому): ответственность перед обществом; законопослушность; готовность к самопожертвованию; подчинение власти; преданность интересам государства; преданность интересам общества; активная гражданская позиция
9. Активная гражданская позиция проявляется в участии (возможен выбор нескольких позиций): а) в выборах и референдумах; б) в митингах, акциях протеста; в) в насильственных действиях против власти; г) в политических движениях, партиях, общественных организациях
10. Считаете ли Вы себя человеком, имеющим активную гражданскую позицию? Да; Нет; Затрудняюсь ответить
11. Патриотизм – это:
а) любовь к своему Отечеству; б) любовь к своему государству; в) готовность отдать все силы и даже жизнь на благо Отечества
12. Национальное самосознание – это…(расположите ответы по степени значимости от самого важного к наименее значимому, исключив ненужное): а) чувство гордости за свою нацию; б) чувство любви к своему отечеству;
в) ощущение принадлежности к своей нации, готовность разделить с ней победы и трудности; г) знание родного языка, культуры, традиций и любовь к ним; д) неприязнь к другим нациям и народам
13. Как Вы оцениваете национальное самосознание россиян? Считаю его:
а) высоким; б) низким; в) затрудняюсь ответить
14. Ваше отношение к государственной символике:
а) испытываю чувство гордости;
б) готов отстаивать честь государственных флага и герба;
в) не испытываю никаких чувств .
15. Ваше отношение к государственному двуязычию:
а) положительное; б) отрицательное; в) скорее положительное, чем отрицательное; г) скорее отрицательное, чем положительное; д) безразличное
16. Из 16 жизненных ценностей выберите и подчеркните 5, наиболее значимых для Вас: 1. Интеллект; 2. Сила; 3. Творчество; 4. Семейное счастье; 5. Свобода; 6. Слава, 7. Признание; 8. Материальное благополучие; 9. Интересная работа; 10. Справедливость; 11. Надежные друзья; 12. Любовь; 13. Удовольствия, развлечения; 14. Взаимопонимание; 15. Вера; 16.Карьера.
17. В чем, на Ваш взгляд, состоит предназначение человека (расположите ответы по степени значимости от самого важного к наименее значимому):
а) в служении обществу, людям; б) в служении государству; в) в служении идее; г) в служении высшей справедливости; д) в служении Богу; е) человек должен жить для себя, своей семьи, детей
18. Какие эмоции, чувства вызывают у Вас следующие понятия (оцените их по 5-балльной шкале, где 1 – крайне отрицательная оценка, 5 – полностью положительная, 6 – затруднение)
Отр | Пол. | Затр. | ||||
1. Демократия | ||||||
2. Социализм | ||||||
3. Капитализм | ||||||
4. Авторитаризм | ||||||
5. Частная собственность | ||||||
6. Религия | ||||||
7. Эксплуатация | ||||||
8.Акции ненасильственного сопротивления | ||||||
9. Терроризм |
19. Как Вы считаете, нужна ли нашему обществу многопартийная система?
а) Считаю, что политических партий должно быть много;
б) Думаю, достаточно одной партии;
в) Политические партии вообще не нужны; г) Затрудняюсь ответить
20.Какие политические партии России Вы можете назвать?
1. Когда общество переживает политический или экономический кризис, что предпочтительней?
а) Сильный лидер; б) авторитарное правление; в) демократия
2. Какой тип экономики, на Ваш взгляд, необходим России?
а) плановая экономика, основанная на государственной собственности;
б) смешанная экономика с преобладанием государственной собственности;
в) смешанная экономика с преобладанием частной собственности;
г) рыночная экономика, полностью основанная на частной собственности
3. Считаете ли Вы, что специалисту в области экономики и хозяйствования нужна активная гражданская позиция?
Да; Нет; Затрудняюсь ответить
4. Считаете ли Вы, что одна из задач вуза – формирование активной гражданской позиции студентов, будущих специалистов?
Да; Нет; Затрудняюсь ответить
5. Как Вы оцениваете процесс формирования гражданской позиции студентов в вузе? а) Отлично, ведется постоянно; б) Удовлетворительно, от случая к случаю; в) Совсем не ощущается; г) Затрудняюсь ответить.
6. Какие формы и методы работы в вузе (в учебном процессе и в не учебное время), на Ваш взгляд, способствуют формированию гражданской позиции студентов (возможно несколько ответов)?
а) политинформации; б) кураторские часы; в) собрания; г) лекции; д) другое
27. Повлияло ли на формирование Вашей гражданской позиции изучение в вузе общественных дисциплин (оценить по 5-балльной системе)?
а) История ___; б) Экономическая социология___; в) Философия___; г) Основы идеологии государства_____; д) Политология_____; е) Права человека_____; ж) Этика_____; з) Психология и педагогика_____
28. Какие учебные и общественные организации играют наибольшую роль в формировании активной гражданской позиции студентов (возможно несколько ответов)?
а) Деканат; б) Управление по воспитательной работе; в) профсоюз; г) Студенческий клуб; д) другое_____________
29. Являетесь ли Вы членом молодежных организаций?
Нет; Да; Каких________________?
30. Считаете ли Вы, что формированию активной гражданской позиции студентов способствовало бы создание в вузе других общественных организаций?
Нет; Да; Каких_________________?