АНКЕТА по выявлению уровня гражданского сознания студентов

Цель данной Анкеты – выявить понимание студентами феномена Гражданственности, уровень их знаний и представлений о качествах и свойствах данного феномена, отношение и степень заинтересованности в них, личную гражданскую позицию студента. Назначение анкетирования – выявление уровня гражданского самосознания и формирование гражданской культуры студентов. Анкетирование проводится на семинарском занятии по теме «Этика гражданственности». Анкетирование проводится анонимно, на отдельных листах; для учета работы студента при сдаче ответов преподаватель делает пометку лишь по факту исполнения работы, не оценивая ее. Анкета содержит вопросы смешанного типа, поэтому ее заполнение нуждается в специальных пояснениях, которые дает преподаватель перед началом анкетирования. Отвечая на анкету, студент в своем листе пишет номер вопроса, затем ответ в зависимости от формы вопроса:

А) Вопросы 1, 2, 5, 11, 24, 25, 33 предполагают однозначный, ответ, напр., 2) нет.

Б) Вопросы 3, 4, 6, 8, 12, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 26 предполагают выбор 1 варианта ответа, напр., 8б.

В) Вопросы 10, 17, 27, 32 допускают выбор нескольких ответов, напр., 17) 3, 14, 6, 9, 8

Г) Вопросы 7, 9, 13, 18 требуют выбора и ранжирования ответов, напр., 7) 1–чувство долга, 2–чувство ответственности, 3–стремление к справедливости, 4–патриотизм, 5–способность к самопожертвованию

Д) Вопросы 21, 34, 35 предполагают свободные ответы, напр., 35) Да, Демократический Союз молодежи…

1. Интересуетесь ли Вы политическими событиями, которые происходят в России? Да; Нет; Иногда

2. Чувствуете ли Вы личную ответственность за все, что делается в нашей стране? Да; Нет; Затрудняюсь ответить

3. Выберете наиболее правильное, на Ваш взгляд, утверждение:

а) приоритет в обществе должны иметь интересы человека

б) приоритетными должны быть интересы самого общества

в) высшим приоритетом должны обладать интересы государства

г) интересы общества и государства одинаково приоритетны

4. «Гражданское общество» – это:

а) добровольное объединение свободных граждан на основе общности интересов; б) население данного государства; в) сообщество граждан в условиях правового государства, рыночных отношений и демократического режима

5. Какой смысл Вы вкладываете в понятие ―гражданин?

а) подданный государства; б) каждый член общества; в) человек с активной гражданской позицией

6. Понятие ―гражданственность предполагает наличие следующих качеств (выберите 5 и расположите их по степени значимости – от самого важного к наименее значимому): чувство ответственности, чувство долга, чувство собственного достоинства, стремление к справедливости, трудолюбие, честолюбие, патриотизм, способность к самопожертвованию; толерантность

7. Как взаимосвязаны, на Ваш взгляд, гражданственность и свобода?

а) гражданственность есть проявление свободы личности;

б) только свободная личность может быть гражданином;

в) гражданином можно быть, и не будучи свободным.

8. Понятие ―гражданский долг предполагает наличие следующих качеств (выберите 5 и расположите их по степени значимости от самого важного к наименее значимому): ответственность перед обществом; законопослушность; готовность к самопожертвованию; подчинение власти; преданность интересам государства; преданность интересам общества; активная гражданская позиция

9. Активная гражданская позиция проявляется в участии (возможен выбор нескольких позиций): а) в выборах и референдумах; б) в митингах, акциях протеста; в) в насильственных действиях против власти; г) в политических движениях, партиях, общественных организациях

10. Считаете ли Вы себя человеком, имеющим активную гражданскую позицию? Да; Нет; Затрудняюсь ответить

11. Патриотизм – это:

а) любовь к своему Отечеству; б) любовь к своему государству; в) готовность отдать все силы и даже жизнь на благо Отечества

12. Национальное самосознание – это…(расположите ответы по степени значимости от самого важного к наименее значимому, исключив ненужное): а) чувство гордости за свою нацию; б) чувство любви к своему отечеству;

в) ощущение принадлежности к своей нации, готовность разделить с ней победы и трудности; г) знание родного языка, культуры, традиций и любовь к ним; д) неприязнь к другим нациям и народам

13. Как Вы оцениваете национальное самосознание россиян? Считаю его:

а) высоким; б) низким; в) затрудняюсь ответить

14. Ваше отношение к государственной символике:

а) испытываю чувство гордости;

б) готов отстаивать честь государственных флага и герба;

в) не испытываю никаких чувств .

15. Ваше отношение к государственному двуязычию:

а) положительное; б) отрицательное; в) скорее положительное, чем отрицательное; г) скорее отрицательное, чем положительное; д) безразличное

16. Из 16 жизненных ценностей выберите и подчеркните 5, наиболее значимых для Вас: 1. Интеллект; 2. Сила; 3. Творчество; 4. Семейное счастье; 5. Свобода; 6. Слава, 7. Признание; 8. Материальное благополучие; 9. Интересная работа; 10. Справедливость; 11. Надежные друзья; 12. Любовь; 13. Удовольствия, развлечения; 14. Взаимопонимание; 15. Вера; 16.Карьера.

17. В чем, на Ваш взгляд, состоит предназначение человека (расположите ответы по степени значимости от самого важного к наименее значимому):

а) в служении обществу, людям; б) в служении государству; в) в служении идее; г) в служении высшей справедливости; д) в служении Богу; е) человек должен жить для себя, своей семьи, детей

18. Какие эмоции, чувства вызывают у Вас следующие понятия (оцените их по 5-балльной шкале, где 1 – крайне отрицательная оценка, 5 – полностью положительная, 6 – затруднение)

  Отр       Пол. Затр.
1. Демократия
2. Социализм
3. Капитализм
4. Авторитаризм
5. Частная собственность
6. Религия
7. Эксплуатация
8.Акции ненасильственного сопротивления
9. Терроризм

19. Как Вы считаете, нужна ли нашему обществу многопартийная система?

а) Считаю, что политических партий должно быть много;

б) Думаю, достаточно одной партии;

в) Политические партии вообще не нужны; г) Затрудняюсь ответить

20.Какие политические партии России Вы можете назвать?

1. Когда общество переживает политический или экономический кризис, что предпочтительней?

а) Сильный лидер; б) авторитарное правление; в) демократия

2. Какой тип экономики, на Ваш взгляд, необходим России?

а) плановая экономика, основанная на государственной собственности;

б) смешанная экономика с преобладанием государственной собственности;

в) смешанная экономика с преобладанием частной собственности;

г) рыночная экономика, полностью основанная на частной собственности

3. Считаете ли Вы, что специалисту в области экономики и хозяйствования нужна активная гражданская позиция?

Да; Нет; Затрудняюсь ответить

4. Считаете ли Вы, что одна из задач вуза – формирование активной гражданской позиции студентов, будущих специалистов?

Да; Нет; Затрудняюсь ответить

5. Как Вы оцениваете процесс формирования гражданской позиции студентов в вузе? а) Отлично, ведется постоянно; б) Удовлетворительно, от случая к случаю; в) Совсем не ощущается; г) Затрудняюсь ответить.

6. Какие формы и методы работы в вузе (в учебном процессе и в не учебное время), на Ваш взгляд, способствуют формированию гражданской позиции студентов (возможно несколько ответов)?

а) политинформации; б) кураторские часы; в) собрания; г) лекции; д) другое

27. Повлияло ли на формирование Вашей гражданской позиции изучение в вузе общественных дисциплин (оценить по 5-балльной системе)?

а) История ___; б) Экономическая социология___; в) Философия___; г) Основы идеологии государства_____; д) Политология_____; е) Права человека_____; ж) Этика_____; з) Психология и педагогика_____

28. Какие учебные и общественные организации играют наибольшую роль в формировании активной гражданской позиции студентов (возможно несколько ответов)?

а) Деканат; б) Управление по воспитательной работе; в) профсоюз; г) Студенческий клуб; д) другое_____________

29. Являетесь ли Вы членом молодежных организаций?

Нет; Да; Каких________________?

30. Считаете ли Вы, что формированию активной гражданской позиции студентов способствовало бы создание в вузе других общественных организаций?

Нет; Да; Каких_________________?

Наши рекомендации