Этический кодекс социального педагога
I ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.1. Данный этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении.
1.2. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
1.3. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного психологического и социально-педагогического воздействия и защитить социальных педагогов и практическую социально-педагогическую деятельность от дискредитации.
1.4. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
II ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1. Этические принципы призваны обеспечить:
Ø Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
Ø Защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;
Ø Сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;
Ø Укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
2.2. Основными этическими принципами деятельности социального педагога является:
Ø Принцип конфиденциальности и информированности клиента;
Ø Принцип компетентности;
Ø Принцип ответственности;
Ø Принцип этической и юридической правомочности;
Ø Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики;
Ø Принцип благополучия клиента;
Ø Принцип профессиональной кооперации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе.
III ПРИНЦИП КОНФИДЕЦИАЛЬНОСТИ И ИНФОРМИРОВАННОСТИ КЛИЕНТА
3.1. Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
3.2. Участие обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогов в социально-психолого-педагогических процедурах, таких как диагностика, консультирование, коррекция и др., должно быть осознанным и добровольным.
3.3. Лица, участвующие в социально-педагогических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, проводимых социальным педагогом. Должны быть осведомлены об объеме и характере работы. Социальный педагог обязан информировать участников о тех аспектах деятельности, которые повлияют на их решение участвовать или не участвовать в предстоящей работе. К таким аспектам могут относиться физический дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
3.4. При работе с обучающимися, воспитанниками, их родителями и педагогами специалист использует доступный для понимания клиентов язык.
3.5. Заключение социального педагога по результатам исследований не должно носить категоричный характер. Оно может быть предложено клиенту только в виде четких рекомендаций, не содержащих в себе заведомо невыполнимых условий.
3.6. Подсчеты социального педагога о профессиональной деятельности, описание результатов его работы и публикации представляются в форме, исключающей идентификация личности клиентов окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
3.7. Присутствие третьих лиц во время консультирования допускается только с предварительного согласия клиента или лиц, несущих за него ответственность (родителей или лиц, их заменяющих).
IV ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ
Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.
V ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ
5.1. Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством.
5.2. Проводя исследования, социальный педагог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
5.3. Социальный педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания (определения).
5.4. В случаях, когда ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласия на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.
5.5. Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться не проверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и степени компетентности.
5.6. Социальный педагог может не информировать клиента об истинных целях диагностических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей не возможны.
5.7. При принятии решения об оказании социально-0педагогической помощи несовершеннолетним лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии, социальным сиротам, несовершеннолетним матерям, недееспособным лицам и т.п. социальный педагог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
VI ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ
6.1. Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности.
6.2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, социальный педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
6.3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения социального педагога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
VII ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
7.1. В любых сообщениях, предназначенных для людей не имеющих специального образования, социальному педагогу следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима только в сообщениях для специалистов.
7.2. Социальному педагогу целесообразно воздержаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его профессиональной деятельности.
7.3. В соответствии с действительным состоянием науки и практики на данный момент социальный педагог обязан профессионально и точно пропагандировать возможности и достижения социальной педагогики.
VIII ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА
8.1. В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности социального педагога вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
8.2. В профессиональной деятельности социального педагога системы общего образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
8.3. социальный педагог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту. В ходе обследований социальный педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
8.4. Социальный педагог в ходе профессиональной деятельности не должен допусками дискриминации клиентов по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и другим различиям.
IX ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ
9.1. Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений.
9.2. Социальный педагог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
9.3. Если то или иное нарушение профессиональной этики социальным педагогом не может быть устранено неформальным путем, то эта проблема обсуждается на заседании методического объединения социальных педагогов.