Типы конфликтных ситуаций
Характер конфликтной ситуации | Проявления |
Недобросовестное исполнение обязанностей | – нарушение трудовой дисциплины – брак в работе |
Неудовлетворительный стиль управления | – ошибки в подборе и расстановке кадров – ошибки в организации контроля – просчеты в планировании – нарушение этики делового общения |
Неадекватное представление о конкретных ситуациях | – неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов – ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций |
Индивидуально-психологические особенности личности | – нарушение принятых корпоративных правил взаимоотношений – нарушение этики делового общения |
Низкая профессиональная подготовка | – брак в работе – неспособность принять адекватное решение |
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.Дело в том, что объективно существующие противоречия не однозначно детерминируют конфликтное взаимодействие участников, которые сами «конструируют» конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение. Этот процесс называется осознанием конфликтной ситуации. Интерпретируя внешнюю ситуацию, как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт.
Осознание происходит на базе выявления признаков конфликта. Исследования позволили установить три основных признака конфликта, позволяющих квалифицировать ситуацию, как конфликтную:
2.1. Поведенческие проявления участников (они выражаются в следующих представлениях: «борются друг с другом»; «стремятся доказать свою правоту»; «хотят добиться своего»);
2.2. Противоречия между участниками (обычно описываются такими понятиями, как «разные цели, интересы», «несовместимые позиции», «разногласия»);
2.3. Аффективные проявления участников (выражаются в понятиях «переживают», «страдают»).
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап состоит в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действия, направленным на нанесение ущерба противной стороне. Другой участник, осознавая, что данные действия направлены против него, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта. Для описания этого этапа используем такие понятия, как «конфликтоген» и «инцидент».
- Конфликтоген – это слово, действие или бездействие, способствующее возникновению и развитию конфликта на этапе перехода к конфликтному взаимодействию.
Причем важно отметить, что одиночный конфликтоген, как правило, не способен непосредственно привести к конфликту. Для этого нужна цепочка конфликтогенов, когда на слово или действие в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном. Рая таких цепочек приводит к эскалации конфликтогенов.
Выделяют три основных типа конфликтогенов:
– стремление к превосходству;
– проявление агрессивности;
– проявление эгоизма.
- Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Другими словами, инцидент представляет собой внешние условия проявления конфликтогенов.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. Эти действия участников конфликта называют конфликтным поведением. Конфликтное поведение может развиваться в трех направлениях:
4.1. Открытая борьба – наиболее острая форма конфликтного поведения, связанная со стремлением всеми средствами получить максимум желаемого;
4.2. Отказ от конфликтного взаимодействия сводится к увеличению дистанции, а затем и полному исключению контакта с инициатором конфликта;
4.3. Компромисс или ведение переговоров на основе взаимных уступок.
Более подробно конфликтное поведение будет рассмотрено нами в лекции «Теория поведения личности в конфликте» (тема 5).
5. Разрешение конфликта представляет собой предуготовленный характером взаимодействия исход или итоговое резюме полученных вознаграждений и понесенных потерь. Возможны два типа конфликта и два метода их достижения:
5.1. По типу исходов различают:
– взаимный выигрыш;
– односторонний выигрыш
5.2. По методам разрешения конфликтов различают:
– педагогические (беседа, убеждение, просьба, разъяснение);
– административные (увольнение, наказание, принуждение).
- Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются:
1. Начальная фаза;
2. Фаза подъема;
3. Пик конфликта;
4. Фаза спада.
Фазы конфликта могут повторяться циклически. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Взаимосвязь этапов и фаз конфликта приведена в таблице 2.
Таблица 2.
СООТНОШЕНИЕ ФАЗ И ЭТАПОВ КОНФЛИКТА
Фаза конфликта | Этап конфликта | Возможности разрешения (в %) |
Начальная фаза | – возникновение и развитие конфликтной ситуации – осознание конфликтной ситуации | 92 % |
Фаза подъема | Начало открытого конфликтного взаимодействия | 46 % |
Пик конфликта | Развитие открытого конфликта | < 5 % |
Фаза спада | ___________ | » 20 % |
В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:
- Конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, образующее в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения;
- Конфликт характеризуется структурой и динамикой протекания; последняя описывается понятиями «этапы» и «фазы» конфликта. Основные элементы конфликта в оценке специалистов и в бытовом сознании совпадают. Это означает, что каждый конфликт может быть разрешен, причем не обязательно однозначно