Типы и стили разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов

В педагогической практике очень важно каждому педагогу обладать готовностью решения конфликтных ситуаций и кон-фликтов. Исход конфликтных ситуаций в педагогическом обще-нии может быть разным, это зависит от содержания конфликтной ситуации и от психологических свойств личности как педагога, так и ученика, от сформированных нравственных ценностей и социальных норм. Выделим основные пути и способы решения конфликтных ситуаций.

Предупреждение конфликта педагога с учащимися зави-сит, прежде всего, от педагога. Прежде всего, педагог должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать пред-посылок со своей стороны для развития конфликта. Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индиви-дуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняются позиции учеников и разъясняются свои. При этом педагогу необходимо:

– проявлять внимание к учащемуся, уважительное отноше-ние, сочувствие, терпимость к его слабостям, выдержку, спокой-ный тон;

– строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию о стороны учащегося;

– постоянно поддерживать с учащимися обратную связь, смо-треть в глаза, следить за изменениями мимики, позы;

– затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или го-ворит излишне быстро;

– попытаться поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

– дать учащемуся выговориться, не перебивать, не пытаться перекричать его;

– уменьшить социальную дистанцию, приблизиться, накло-ниться к нему, улыбнуться;

– подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьни-ку заинтересованность в решении его проблемы;

– подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство педагога, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или нежелание учащегося понять необходимость требований педагога приводят к межличностно-му конфликту. Тогда у педагога возникает другая задача – по-



гасить возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический и втянуться в него другим учащимся51.

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной си-туации – это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, неуместность, несвоевремен-ность спора. Этот способ следует использовать педагогу, чтобы довести занятие до конца или чтобы обдумать варианты реше-ния конфликта, но это просто откладывание разрешения кон-фликтной ситуации.

Компромисс – это принятие наиболее приемлемого для обеихсторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке

к одному-единственному варианту, а также откладывание раз-решения конфликта. Его преимущество сотоит во взаимной рав-ности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добро-вольно, и открытости претензий друг к другу.

Конфронтация – это жесткое противостояние сторон другдругу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опас-ность конфронтации в том, что педагог может перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчер-панными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуа-ции является неблагоприятным, он позволяет педагогу увидеть не только сильные стороны учащихся, но и слабые собственные стороны. Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению.

Принуждение – это тактика прямолинейного навязыванияучащемуся того варианта решения, который устраивает педаго-га. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недо-вольства педагога, но в то же время оно является самым небла-гоприятным исходом для сохранения хороших отношений между ним и учащимися.

Признание ошибки и неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение самого педагога, его ошибоч-ное утверждение, вызвавшее несогласие учащихся, то разре-шить конфликт можно признанием педагогом своей ошибки52.

Использование определенных способов как основных приводит

к формированию стереотипов поведения педагогов или стиля при

Типы и стили разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов - student2.ru

51 Романова, А. В. Современные способы разрешения конфлик-тов в педагогическом процессе / А. В. Романова. – Режим досту-па : http://romanova.ucoz.ru/publ/sovremennye_sposoby_razreshenija_ konfliktov/1-1-0-3

52 Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Пи-тер, 2012. – С. 110–115.



решении конфликтных ситуаций и конфликтов. Психологи выделя-ют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях.

Стиль конкуренции.При этом стиле превосходит желание впервую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше ре-шение. Для достижения используются волевые качества. Это может быть эффективным стилем, если человек обладает опре-деленной властью или вы уверены, что ваше решение в данной ситуации верно и вы имеете возможность настаивать на нем.

Примеры случаев, когда необходимо применять данный стиль:

– достаточное обладание авторитетом;

– необходимость принятия быстрого решения;

– если нет иного выбора;

– критическая ситуация требует немедленного реагирования;

– принятие нестандартного решения.

Стиль уклонения.Реализуется тогда, когда вы не отстаива-ете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки ре-шения проблемы или просто уклоняетесь от выработки решения конфликта. Данный стиль можно использовать, когда затраги-вается проблема не столь важная для вас, когда вы не хотите тратить сил на ее решение или когда чувствуете, что находитесь в бессознательном положении.

Типичные ситуации применения данного стиля:

•  исход не важен для вас, или вы считаете, что это решение настолько правильно, что не стоит тратить на него силы;

•  вы хотите выиграть время;

•  у вас мало власти для решения данной проблемы;

•  вы чувствуете, что у других больше шансов решить данную проблему.

Стиль приспособления.Он означает, что вы действуете со-вместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собствен-ные интересы. Этот подход можно использовать тогда, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не суще-ственен для вас. Данный стиль не подходит, когда вы чувствуе-те, что другой человек не собирается в свою очередь поступить-ся чем-то или этот человек не оценит сделанного вами.

Типичные ситуации применения данного стиля:

–  вас не особенно волнует случившее;

–  вы хотите сохранить мирные отношения с другими людьми;

–  у вас мало шансов отстоять свою точку зрения;

–  вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой

ситуации полезный урок, если вы уступите его желанию. Стиль сотрудничества.Наиболее эффективный стиль, но и

наиболее трудный. Если обе стороны понимают, в чем состоят



причины конфликта, вы имеете возможность совместно искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Типичные ситуации применения данного стиля:

–  решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться;

–  у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

–  у вас есть время поработать над возникшей проблемой; –  обе стороны вовлечены в конфликт, обладают равной вла-

стью или игнорируют разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Стиль компромисса.Вы немного уступаете в своих интере-сах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нуж-ды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

Типичные ситуации применения данного стиля:

–  обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаи-моисключающие интересы;

–  вас может устроить временное решение;

–  вы можете воспользоваться временной выгодой;

–  другие подходы к решению проблемы оказались неэффек-тивными;

–  удовлетворение вашего желания имеет для вас не слиш-ком большое значение, вы можете несколько изменить постав-ленную вначале цель;

–  компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, нежели все потерять.

Из всех перечисленных стилей стиль сотрудничества самый трудоемкий. Неприемлем он для тех, кто стремится учитывать только свои интересы.

В идеальном случае конфликт сам подсказывает стиль пове-дения, но педагог должен руководствоваться основными прави-лами поведения в конфликтной ситуации:

1.  Не расширять предмет ссоры, причину недовольства.

2.  Справедливо, непредвзято относиться к инициатору кон-фликта.

3.  Проявлять эмоциональную выдержку.

4.  Формулировать позитивное решение конфликтной ситуа-ции или конфликта.

Вопросы для самопроверки:

1.  Дайте определение конфликта на основе анализа научной литературы.



2.  Охарактеризуйте конфликтоген как психологическую ка-тегорию и выделите основные типы конфликтогена.

3.  Перечислите причины педагогических конфликтов.

4.  Выделите признаки, лежащие в основе классификации конфликтов.

5.  Охарактеризуйте стили разрешения конфликтов.

Задания для практической работы:

Задание 1.На основе различных признаков выделите типыконфликтов и дайте краткую характеристику. Данные занесите в таблицу.

Признак Тип конфликта Основные  
характеристики  
     
       
       

Задание 2.Работа в творческих группах по три-четыре чело-века.

На основе анализа предложенных кейсов определите причины возникновения конфликта, предложите варианты его решения.

Вариант 1

Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут инте-ресного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внима-ние. Но вот однажды на уроке физики после отличного ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему готовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экза-менам – на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало все его планы. Но, желая смягчить обстановку, Саша добавил:

– Я не понимаю, какой смысл в таком докладе? Именно вы, учи-тель, уже представляете мои возможности и знания, а им, он кив-нул на класс, это ни к чему. Каждый может и должен искать сам…

Вариант 2

Мы ее очень любили. Она была терпеливой, доброй, пони-мающей, душевной, но безвольной. Мы чувствовали, понимали, что ей не хватает воли, что нужно более строгое отношение к



нам, ученикам. В школе ее окрестили «размазней» (хотя это, на-верное, жестоко по отношению к любимому учителю). Еще ее звали «нытиком». Видимо, дело было в складе характера, но нам ее поведение казалось ошибочным и неправильным. Учи-тель должен воспитывать в себе нужные качества.

Когда мы плохо себя вели (почти всегда), она говорила: «Я не могу висеть над вами топором»; «Я отвалюсь как ком сухой грязи»; «Я не могу больше, я погибаю». Это произносилось чуть нараспев,

с такой жалобной интонацией, что мы тут же, раскаявшись, затиха-ли. Сначала было ее жалко, а потом, знаете, противно.

Так как порядка сама она не могла добиться, она выделила несколько учеников самых сильных, у кого в классе был авто-ритет. Этим ученикам она ставила незаслуженные отметки, не обращала внимание на некоторые их выходки. Одному ученику, Саше, достаточно было сказать два-три слова, чтобы получить пятерку. Саша и его друзья долго обеспечивали в классе отно-сительный порядок, но потом все «восстали», заявили Сашиной компании, что они «шестерки». После этого на ее уроках в клас-се начался настоящий бедлам.

Вариант 3

Витя – впечатлительный мальчик. Однажды он получил трой-ку по любимому предмету – истории, очень огорчился и начал терять интерес к предмету. На собрании в классе он сидел оди-ноко и машинально раскладывал какие-то бумажки, думая о своей тройке.

– Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? – обрушился на него воспитатель. – Ты стал плохо вести себя…

– Ну и что ж! – вызывающе буркнул Витя.

– Как ты разговариваешь с воспитателем? Встань!

– А чего мне вставать? Я ничего не сделал...

– Ах так? Ну тогда выйди из класса!

– А я не пойду…

– Нет пойдешь…

– Не пойду! – уже с плачем крикнул Витя и стиснул руками края стула, на котором сидел. Воспитатель грубо вытолкнул Витю из помещения и не обратил внимание на неодобритель-ный шепот всех учеников. Одноклассники были на стороне Вити.

Проверочный тест

1.  Из предложенных вариантов выберите определение

конфликта:

а) демонстрация собственной социальной позиции;

б) отсутствие согласия между двумя или более сторонами;



в) разногласие между личностями.

2. Из предложенных вариантов выберите определение конфликтной ситуации:

а) возникновение разногласий, то есть столкновение жела-ний, мнений, интересов;

б) это накопившиеся противоречия;

в) основа для возникновения конфликта.

3. Соотнесите понятия:

Вид конфликта Дефиниция
   
Межличностный А. Требования общества и
  ценности не согласуются с
  личными потребностями
   
Внутриличностный Б. Конфликты между группами
  целостного коллектива
   
Межгрупповой В. Два или более индивида,
  которые воспринимают себя
  как противоборствующие
  оппозиции в отношении целей
   

4.  Неудовлетворенность собой, оппонентом, совместной деятельностью, предметом общения – это…

а) деструктивная фаза развития конфликта; б) конструктивная фаза развития конфликта; в) конфликтная ситуация.

5. Причинами конфликта являются:

а) отсутствие у конфликтующих адекватных представлений друг о друге;

б) статусное положение в коллективе; в) отсутствие авторитета у педагога; г) завышенная самооценка учащихся.



Наши рекомендации