Основные категории специальной психологии

Дети с атипией развития При атипичном развитии возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов психики
Психопрофилактика Мероприятия, направленные на создание адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития психологической сферы ребенка с целью предотвращения вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений развития
Психодиагностика Выявление и оценка особенностей личности с целью определения характера атипии развития
Психокоррекция Психологическое воздействие на психические механизмы взаимодействия со средой с целью исправления (ослабления) нарушений развития
Психологическая реабилитация Восстановление поврежденных функций в пределах психофизиологических возможностей ребенка
Психологическая компенсация Возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций
Психологическая адаптация Процесс приспособления личности к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями
Интеграция Внедрение ребенка с атипией развития в среду нормально развивающихся сверстников

Методология специальной детской психологии

Предмет специальной психологии, ее цели и задачи настоятельно требуют определиться с тем, каковы ее теоретические позиции, какие научные концепции формируют ее методологию и принципы. Актуальными становятся вопросы о том, что такое для специальной психологии психика, психические процессы, как они организованы, каким образом можно воздействовать на психику при атипиях развития, чтобы обеспечить оптимальное развитие ребенка.

Многоплановые исследования в области специальной психологии в нашей стране основываются главным образом на методологии общей психологии, теориях ведущих отечественных психологов. Особо следует выделить:

1. теорию деятельности А.Н. Леонтьева,

2. теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина,

3. теорию мозговой локализации высших психических функций А.Р. Лурия,

4. идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка,

5. современные теоретические представления о социализации и социальных влияниях.

Методология специальной психологии базируется на принципах диалектического материализма. Они составляют философскую основу представлений о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, формировании психических процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере этих процессов, ведущей роли речи в их организации (рис. 1) [3, с. 47] .

  ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  
  ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ  
  МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ (конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования)  
  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (способы получения фактов о проявлениях психики, отвечающие методологическим принципам)  
  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ (философия)  
                     

Рисунок 1. Взаимосвязь методологии, методов и методик

Выделяют следующие принципы специальной психологии:

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу каждая атипия развития обусловлена специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразна по механизмам своего возникновения.

Принцип развитияпредставляет собой положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии.

Принцип деятельностисвязан с представлением о том, что психика формируется в деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности представляет собой утверждение, что их единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека.

Наряду с философскими и общепсихологическими принципами специальная психология основывается на ряде принципов, имеющих более специфичное научное значение.

Принцип комплексностипредполагает, что вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях – нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Принцип системного структурно-динамического изученияопирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии.

Принцип качественного анализа результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

- отношение к ситуации обследования и заданиям;

- способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

- продуктивное использование помощи взрослого;

- умение выполнять задание по аналогии;

- отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Методыспециальной психологии можно подразделить на три большие группы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия.

В свою очередь, методы исследования слагаются из методов сбора информации и методов ее обработки.

Научный метод – это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. К методам, которыми пользуется специальная психология относятся: эксперимент, наблюдение, беседа, сбор анамнестических данных и ряд других.

Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Какой метод является ведущим в данный момент, зависит от цели исследования, конкретных условий, мастерства психолога и пр. Своеобразие использования, касается, прежде всего, не методов, а методик. Методика – это конкретное воплощение метода, определенная техника его реализации. Самих методик или техник, в отличие от методов, может быть великое множество.

В практике специальной психологии используются все перечисленные виды, но предпочтение отдается естественному и формирующему экспериментам. Благодаря использованию формирующего эксперимента удается весьма продуктивно решить задачу по дифференциации трех основных характеристик психического развития – возрастных, индивидуальных и патологических.

Таблица 1

Методы специальной психологии

Исследование
Сбор информации Обработка информации
Изучение документов Теоретическая Математическая
Изучение продуктов деятельности Патопсихологическая Факторный анализ
Наблюдение Нейропсихологическая Корреляционный анализ
Беседа Социально-психологическая  
Эксперимент    
Тестирование    
Анкетирование      

При использовании эксперимента в специальной психологии необходимо помнить о двух особенностях: организационно методическая сторона эксперимента во многом определяется формой нарушения в развитии; и большинство методик создано в расчете на здоровых детей и могут оказаться не вполне валидными по отношению к детям с отклонениями в развитии.

Адекватное использование тестов может быть весьма продуктивным при условии ясного осознания их возможностей и ограничений. Тестовые техники хороши своей экономичностью, возможностью дать четкую количественную оценку полученному результату, но недостатки методического плана (неизменность процедуры проведения тестирования, инструкции, времени выполнения задания, стимульного материала, условий выставления оценок и пр.) создают серьезное препятствие в использовании их в специальной психологии.

Применение метода наблюдения не имеет такой специфики в специальной психологии как эксперимент и он обязательно дополняется анамнестическим методом. Сбор анамнестических сведений проводится путем бесед психолога с родителями, учителями, воспитателями ребенка, путем анализа имеющейся документации.

К методам обработки информациисовременная специальная психология относит все способы анализа и интерпретации полученной информации (классификацию фактов, построение теоретических моделей, создание типологий), а также методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ). В свою очередь, выбор методов сбора информации в значительной мере обусловлен теоретической ориентацией. Выделяют патопсихологический анализпсихическойдеятельности ребенка (Зейгарник Б.В., 1973, 1976; Рубинштейн С.Я., 1970, 1979; Иванова А.Я., 1973, 1976; Лебединский В.В., 1985; Забрамная С.Д., 1988 и др.). Предмет изучения патопсихологов составляли, главным образом, нарушения познавательной деятельности ребенка: расстройства восприятия, памяти, мышления. В специальной психологии патопсихологический анализ использовался в изучении структуры познавательной деятельности умственно отсталых детей, позволял решать задачи их отбора во вспомогательные школы. На основе всестороннего изучения аномалий психического развития отечественные дефектологи создали целостную концепцию коррекционного обучения разных групп атипичных детей. Работы Г.М. Дульнева, Т.А. Власовой, Л. В. Занкова, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, И.М. Соловьева и их учеников отражают процесс постепенного познания закономерностей формирования и функционирования психики в условиях нарушения ее развития.

Однако, изучение нарушений психического развития с позиций патопсихологии имело в основном клиническую направленность – причиной этих нарушений считался «дефект», который понимался в традиционно дефектологическом или психиатрическом смысле.

В последе десятилетие получил развитие нейропсихологический анализ нарушений развития, разработанный научной школой А.Р. Лурии (Цветкова Л.С., 1997; Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., 1997; Семенович А.В., 1998, 2001, 2002; Семаго М.М., Семаго Н.Я., 1998, 2001; Усанова О.Н., 1990, 1995, 2002 и др.)

Нейропсихологический метод исследования, построенный на принципе качественного анализа психических нарушений, позволяет раскрыть структуру интеллектуальной деятельности, недостатки развития мыслительных процессов и причины, их обуславливающие, а также содействовать установлению потенциальных возможностей человека (Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А., 1968).

Метод позволяет сопоставить нарушения с точки зрения первичности и вторичности их появления и описать системно-динамические перестройки психической деятельности в процессе онтогенеза с позиций ее мозгового обеспечения.

Нейропсихологический анализ применяется и в рамках социопсихологического подхода к изучению нарушений развития (Усанова О.Н.; 1990, 1995, 2003). Этот подход предполагает качественный анализ деятельности и поведения ребенка в их неразрывной связи с состоянием высших психических функций. Предметом изучения служит жизненный опыт ребенка, его игровая деятельность, навыки самообслуживания, интересы, общительность, эмоциональное реагирование на различные ситуации. Внимание исследователя сосредотачивается не только на достижениях ребенка в различных видах деятельности, но и на его потенциальных возможностях. Целевая установка сфокусирована на определении потенциальных возможностях и способов коррекции затруднений, вызванных нарушением развития. Непременным условием социопсихологических исследований является выделение первичных и вторичных симптомов нарушений развития.

В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера [3, с. 103-118].

Психокоррекция – это метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию. В специальной психологии психокоррекция является основным методом воздействия.

Можно рассматривать этот метод и как систему психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

Основные задачи психокоррекции можно представить компактным и психологически содержательным образом:

1) оптимизация социальной ситуации развития ребенка;

2) развитие доступных ребенку видов деятельности и форм активности;

3) формирование соответствующих возрасту психических новообразований.

Различают общую, частную и специальную психокоррекцию. Эти понятия рассматриваются, в частности, в связи с разработкой методов психокоррекционной работы с подростками (Шевченко Ю.С., Добридень В.П., Усанова О.Н., 1995).

Общая психокоррекция подразумевает мероприятия, нормализующие социальную микросреду ребенка, регулирующие его психофизическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Частная психокоррекция в данной классификации представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий как средствами, применяемыми в психотерапии и психокоррекции взрослых, так и специально разработанными для детей и подростков. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он может наполнить программу индивидуальной или групповой работы.

Специальная психокоррекция – это система мероприятий по воздействию на ребенка или группу детей одного возраста (посредством методик, приемов, организационных мер) в целях формирования определенных психических функций и видов деятельности, исправления отдельных свойств личности. Специальная психокоррекция направлена на преодоление девиации поведения, затруднения адаптации [3, с. 120, 123-124].

Наши рекомендации